Властимил Петржела — 1-ый удачный тренер-иностранец, боролся с Мутко, привел «Зенит» к медалям | статьи на masttoys

премьер-лига Наша родина Зенит Виталий Мутко Александр Кержаков история Андрей Аршавин Владислав Радимов Властимил Петржела Футбол

 

В 2002 году в «Зените» случилась тренерская чехарда. Началось всё с того, что в апреле Юрий Андреевич Морозов, который год назад привёл команду к бронзе, тяжело захворал и оказался к поликлинике. Его поменял Миша Бирюков.

Миша начал хорошо: 13 очков в 5 играх, победа в драматичной полуфинальной встрече над раменским «Сатурном» за счет золотого гола Аршавина в доп время. К концу мэтр вновь возник на тренерской скамье, но «ЦСКА» был посильнее. Опосля что Морозов, как основной тренер, провел очередной матч и обязан был по состоянию здоровья покинуть собственный пост. Миша Бирюков стал исполнять обязанности головного тренера, но при нём «Зенит» нередко допускал осечки, спустя два месяца команда оказалась на 8-м месте. Итог – Миша Юрьевич подал в отставку. 

Новеньким тренером стал спортивный директор клуба Борис Раппопорт, но «Зенит» только продолжил падение, а его новейший наставник установил клубный антирекорд: под его управлением команда не выиграла ни 1-го матча чемпионата. Результат — 10-е пространство, самое низкое с момента возврата «Зенита» в высшую лигу.

Петржела – 1-ый зарубежный основной тренер в истории «Зенита»

Властимил Петржела стал первым тренером-иностранцем в «Зените», вторым в нашем чемпионате. Первым был Борис Буняк, который за 16 игр управления «Ураланом» набрал всего два очка, завезя в команду много низкопробных иноземцев. 

Тренер начал с перестройки защиты, в «Зените» возникло несколько легионеров. По ходу сезона ему удалось избавиться от футболистов, тормозящих его романтичный атакующий футбол, введя в команду несколько воспитанников. Сине-бело-голубые окончили сезон на втором месте, влюбив в себя не только лишь петербургскую общественность, да и болельщиков из остальных регионов. Как просто это звучит, и как трудно было этого достигнуть!

Тренер прививает европейский подход

Весело, что при переговорах Властимилу выслали видеокассеты, датированные 2001 годом, когда Питер брал бронзу. Записей за сезон-2002 он не узрел. Переговорив с админом команды Геннадием Поповичем и Юрием Морозовым, он сообразил, что не всё так гладко. Они считали нужным строить команду поновой. Отчасти это осознавал и сам Петржела.

Чех в собственной книжке писал, что собирался поменять оборонительную систему, ведь даже игра 2001 года его не весьма устраивала. В то время «Зенит» играл в три центральных заступника, двое из которых, являлись персональщиками. Они были обязаны 90 минут персонально закрывать вверенных им игроков, а либеро их подчищал. Морозов желал отрешиться от этого механизма, но заступники не смогли перестроиться на новейшую систему, потому оборонительная игра «Зенита» была устаревшей. Это послужило предпосылкой трансферов Павла Мареша и Мартина Горака, которые были знакомы с игрой в линию.

На остальных позициях тоже были трудности с комплектованием. К примеру, сменщики Малафеева были очень неопытны, чтоб сделать ему настоящую конкурентнсть, потому в команду пригласили Камила Чонтофальски.

По воззрению Петржелы атака была подвижной, классной, но почему-либо неострой, неагрессивной, потому стояла необходимость добавить в команду ещё 1-го нападающего. Скоро Петржела пригласит Гартига.

1-ая тренировка показала, что команда убита с психической точки зрения — не было одного коллектива, футболисты не получали наслаждения от игр, почти все ждали подкола от действий новейшего тренерского штаба, потому относились к новенькому режиму с недоверием.

Чтоб поглядеть, как игроки привыкли готовить себя к перегрузкам, Власта повелел команде разминаться так, как она обычно это делает. Выяснилось, что фактически никто из команды не умеет верно подводить себя к тренировкам. Работавшие в клубе люди пеняли, что некие предшественники чеха делали прыжковые упражнения до завтрака и фактически без разминки. Но тренер отмечал, что в первый раз имел дело со настолько большенный группой мастеровитых футболистов.

По словам Петржелы, часто к воззрению головного доктора команды не прислушивались, у него не было способности разъяснять команде, как верно готовиться к играм, регулировать питание.

Время сборов

Трудности начались прямо на первом сборе – нежданно выяснилось, что на начало предварительного периода упал предсезонный турнир, где предстояло сыграть против «НЕКа» и «Брюгге. Это не имело смысла, потому что петербуржцы не начали перебегать на новейшую систему игры, не исследовали азы зонной обороны. Но нет худа без добра: команда два раза проиграла, но тренер узрел подопечных в деле, опосля таковых результатов проще уверить всех, что нужны перемены.

«Наша задачка – приостановить падение. Потом равномерно идти ввысь. Но для этого вы должны не попросту работать, а выкрутить себя навыворот. Как мы закончим играться товарищеские матчи, начнется суровая физическая подготовка, которая покажется для вас адом. Мир станет казаться для вас полным дерьмом, но это будет длиться всего только недельку. Потом вы почувствуете, что у вас есть база для того, чтоб играться в суперфутбол и получать от него наслаждение. 

Я больше не желаю созидать то, во что вы игрались вчера. Я не начал двигаться на ужин, поэтому что от вашей игры меня тянуло блевать. И ради того, чтоб этого больше не узреть, а больше никогда не ощущали себя так неуверенно, как вчера, мы будем тяжело и много работать. Кто не выдержит, тот с главным составом расстанется. Это не угроза, а объективность. Такой футбол. 

Те, кто остается с нами, будут расти и когда-нибудь, может быть, исполнят свои самые священные проф мечты. Когда вы будете мучиться от физических нагрузок, я разрешаю меня ругать крайними словами. Я просто этого не услышу. 

Чешские ребята не дадут соврать, что некие игроки опосля этих занятий выкалывали мне глаза на фото. Основное, чтоб вы не щадили себя и сделали все в подходящем объеме. По другому наш 1-ый предварительный шаг не будет стоить и гроша. Запомните, мы – одна команда, и вести себя должны как одна команда.» – речь Петржелы опосля еще одного поражения, настраивающая на тяжёлую работу, предваряя четырёхразовые тренировки.

В 7 утра начиналась 45-минутная пробежка, потом стретчинг.

В 10:30 – тренировка на поле, отрабатывались разные тактические элементы: прессинг, фланговая игра, стремительная смена направления атаки.

Опосля обеда команду выводили в лес на беговые упражнения, с дифференцированными расстояниями и временем. Типично, что на фоне вялости требовалось с каждым разом бегать всё резвее и резвее, а не напротив. Дистанции повсевременно изменялись: в 1-ый денек футболисты должны были бежать 10 раз по 500 метров, в иной – 10 по 1 километру, в 3-ий – 800, 600, 400 и 300 метров по трижды и так дальше.

Самое ужасное было впереди, бедолаг вели в «камеру пыток». В течение полутора часов шла тренировка на силу в спортивном зале с тяжелейшими перегрузками.

Равномерно перегрузки понижались, атмосфера в команде становилась наиболее раскованной, недоверие к новеньким способам работы, которое выслеживалось на первых порах, отошло на 2-ой план. Игрокам нравилось, что за ними не смотрят, не шпионят, не доносят. Крайний сбор поспособствовал улучшению игровой атмосферы в коллективе, «Зенит» разгромно одолел клубы из низших лиг, при всем этом не было тяжёлых нагрузок.

Прохладный душ опосля чувственного начала

Освеженный «Зенит» начал чемпионат с 2-ух побед, в том числе над работающим фаворитом Рф «Локомотивом». Но далее начались препядствия: дома «Зенит» не смог распечатать ворота «Ростова», уступил новороссийскому «Черноморцу», попутно утратив Гартига из-за травмы, нулевая ничья с «Ротором».

Памятные 7:1 от «Динамо» – один из основных переломных моментов карьеры Петржелы в Рф. Тогда он вспомянул слова Морозова, о том, что Овсепяну на поле повсевременно доверять недозволено. Вправду, он обрезался, шёл в неприемлимые обводки. Кроме последнего заступника, у «Зенита» наисильнейшим образом проседала опорная зона, где играл Алексей Игонин. Опосля травмы ему не удавалось набрать форму, добавилась медлительность. 

Итог – Властимил решил выставить опытнейших игроков на трансфер, что весьма не понравилось Мутко, потому что они были творцами бронзы, которой он весьма гордился. Необходимо отметить, что за полгода ранее из команды ушли Горовой, Лепёхин, Угаров. Петржела считал, что все эти футболисты были органами осязания Виталия Леонтьевича.

«Размышляя о причинах, я всякий раз ворачивался к одному и тому же – необходимо как-то обновлять команду, без этого механизм, который я лицезрел в собственном мозгу, работать не мог. В то же время было совсем разумеется, что просто так выполнить эту идею мне не дадут. Когда я ругал Овсепяна либо Игонина президент даже не скрывал собственной болезненной и даже несколько брутальной реакции. Дескать, понимаю ли я, что эти люди выиграли бронзовые медали? Понимаю, расслабленно отвечал я. Лишь опосля этого заняли 10-е пространство…» — оценка ситуации от Петржелы из его книжки «В один прекрасный момент в Рф»

Равномерно Мутко начинал охладевать к зарубежному спецу. Характерен вариант, произошедший в ярославском аэропорту опосля еще одного большого поражения.

«Кто посиживал на сумках, кто прохаживался. Властимил один стоял в стороне. И посреди этого импровизированного лагеря прогуливался, как настоящий отец бойцам Мутко, и нежным голосом справлялся у футболистов о настроении и иных мелочах. Все бы ничего, да просто любой его монолог заканчивался одним и этим же: «Тренер-то ваш слабак! С вами совладать не может, так я его выгоню и все, к хренам собачьим!». Отменная установка для игроков, ничего не скажешь!» — вспоминал его переводчик Иван Жидков.

Новейшие спонсоры делают ставку на Петржелу

В 11 туре «Зенит» ожидал ужасный выезд в Элисту. Команда смотрелась обречённо, опосля больших поражений над ними шутили: «Вы ещё не выигрывали? Тогда мы летим к для вас!»

Так и случилось, «Уралан», ведомый Игорем Шалимовым, обыграл Петербург. Фёдор Погорелов вспоминал смешную историю, характеризующую состояние нашей команды: 

«Начальник команды подступал к основному судью Баскакову и просил: «Юра, у нас тревожная ситуация, помоги по способности». Финишный свисток, «Зенит» проиграл 0:1, и Баскаков, уходя, гласит админу: «Для вас никто не поможет». Это был четкий диагноз той команды.»

Понимая, что необходимо завершать перестройку, а брать игроков негде, Власта пошёл на матч молодёжной команды, который проходил за день до игры главных установок. По мемуарам болельщиков на тогдашнюю «Смену» ходило много народу. Люди смотрели на Денисова, Быстрова, Власова, Николаева, Макарова, Лобова, Недорезова. Петржела оценил юношей и забрал к для себя в главную команду.

Ознакомимся с историей о Денисове из книжки чешского спеца: «Победный гол в том матче забил Игорь Денисов. С сиим парнем связана особенная история. Дело в том, что к основному составу я его привлек еще в феврале на Кипре из-за того, что у меня вылетели из-за травм сходу три центральных полузащитника: Катульский, Коноплев и Радимов. Я попросил президента прислать мне прямо на сбор кого-то из дубля, к примеру, Денисова. Это на данный момент Мутко гласит в интервью, что Петржела пришел в «Зенит» на все готовое, к красивому дублю, в каком ожидали собственного часа бережно выращенные футболисты. Тогда же Виталий много опешил, даже как-то пренебрежительно хмыкнул – дескать, для чего он для тебя. Тренеры-то молвят – «никакой»! Я настаивал, мне необходимы были футболисты. К моему воззрению отнеслись удивительно и брали билеты Денисову очень медлительно. На данный момент помню смутно, но даже вроде придумали какую-то слезную историю о том, что Игоря не желала отпускать в главный состав мать. Я задал вопрос позже в личной беседе самого игрока, и он опровергал эту безрассудную версию собственной задержки. Все таки я его тогда в свое распоряжение получил и поставил галочку – буду смотреть.»

В тот момент Мутко твёрдо решил избавиться от чеха, прогуливались слухи, что Бышовец готов возвратиться в Петербург. Петржела не был тренером, который будет жёсток в команде, но при всем этом окажется в полном руководстве президента. Он желал строить новое, понимая, что в данной ситуации «старенькое» тянет команду на дно. Властимила выручила встреча с тогдашним акционером клуба – Давидом Трактовенко, на которую Мутко не пришёл.

Трактовенко импонировал новейший тренер, он относился к нему с осознанием и одобрением. Потом Петржела отдал осознать совету директоров, кто непосредственно мешает его успеху, резоны уверили акционеров, сделалось проще работать.

Дела идут в гору 

Властимил обновил состав и это его выручило. «Зенит» начал играться стремительно, куражисто, азартно. К команде возвратилась скорость. 1-ая серьёзная проверка – спаренные матчи против «ЦСКА», грядущего чемпиона страны.

В старте вышли сходу несколько игроков молодёжки: Лобов в паре с Вьештицей в центре защиты, Денисов вкупе с Радимовым в полузащите. Потому Спивак, огромную часть сезона игравший конкретно в центральной зоне, размещался слева, на обратном фланге защитников конкурента приводил в кошмар Быстров, а вкупе с Кержаковым в нападении играл Макаров.

«Зенит» прессинговал, насыщал фланги, много навешивал, обыгрывал в один в один. 1-ый матч наша команда одолела 4:1, в Москве сыграли 2:2. Новейший «Зенит» включился в борьбу за медали, начав 2-ой круг на 3-ем месте, отставая от «Сатурна» на 3 очка. Опосля этого «зенитовцы» только раз проиграют во 2-м круге, повторив собственный рекорд начала 60-х.

Главным в борьбе за серебро стал 30-й тур. «Зенит» воспринимал «Локомотив» Сёмина. Питеру было довольно не проиграть. Тот матч был одним из немногих, когда Петржела отошёл от атакующей философии игры. «Зенит» сыграл 4-2-3-1, с Денисовым под Кержаковым. 

Решение разумно, нужно заморозить атаки «Локо» в центре поля, а Игорь весьма дисциплинирован в игре без мяча. Всё вышло: москвичи практически ничего не сделали, тогда как «Зенит» искусно давил. Отлично играл Спивак, не хватало только самой малости. Матч завершился нулевой ничьей, «Зенит» в первый раз в собственной истории захватил серебряные заслуги.

Победа в Кубке Русской премьер-лиги

2003 год – необыкновенный сезон для нашего первенства. Виталий Мутко, президент Лиги в те года, организовал этот турнир, обосновав своё предложение необходимостью поддержания формы игроками, не занятыми в матчах собственных государственных сборных. Потому встречи Кубка РФПЛ проводились в паузах чемпионата, вызванных официальными встречами сборных установок. 

Данный Кубок раскрепостил «Зенит» ещё больше. Поначалу Петербург обыграл «ЦСКА» и «Спартак», потом прошёл столичное «Торпедо».

В конце «Зениту» противостоял «Черноморец», занимающий крайнее пространство. Петржела сыграл полуосновным составом. Команда, набравшая ход, забила три безответных мяча, превратив последующий матч в формальность. 9 октября прошёл 2-ой финишный матч, который закончился со счётом 2:2. Так «Зенит» захватил собственный 1-ый трофей в 21 веке. Наилучший бомбардир турнира – Владислав Радимов с 4 голами. 

Психическая сторона турнира весьма принципиальна – ближний резерв уверенно смотрелся в играх против наиболее именитых установок, повышая мотивацию для фаворитов, потому не стоит недооценивать эту победу в сезоне, где в «Зените» было много заморочек, внутренних интриг. Этот турнир стал одним из доказательств для футболистов, что они на правильном пути.

 

Сезон 2003 года стал историческим для петербургского клуба. Серебряные медали, победа в Кубке Лиги, 1-ый зарубежный тренер. 

Властимил Петржела стал принципиальным звеном в цепочке будущих побед Петербурга. Он привнёс новейшую европейскую схему, демократический подход, раскрепостил команду, чтоб она вышла из стагнации предшествующего сезона. 

Власта впору сообразил, кого из опытнейших игроков необходимо бросить, кого нужно убрать, чтоб не вредить команде.

Его приход открыл городку золотое поколение петербургского футбола – Кержаков, Аршавин, Быстров, Денисов, Власов, Малафеев, Радимов, которое услаждалось футболом, а вкупе с ними и большущее число болельщиков. Некие игрались базе и ранее, но конкретно он стал выводить их на новейший уровень. Они стали одними из знаков городка, почти все попали в сборную и сделали для себя славную карьеру. 


Источник: sports.ru

новости