Перестройка стадиона «Униона» болельщиками – легенда Берлина | статьи на masttoys

болельщики Унион Берлин Герта бундеслига Германия Футбол

Как следует обожать собственный клуб.

– 20 градусов тепла, погода солнечная, осадков не предвидится! Госси – управляющий бригады на сей день! – дама в серьезных очках с красноватой оправой улыбается, смотря на собравшихся трудяг в жилетках.

– Госси, ты на месте?

– Я тут!

– Марек?

– Я!

Вас уже смутила красноватая оправа? Не пугайтесь. Это не кадр из римейка «Приключений Шурика» и не репортаж кинохроники о передовиках социалистического труда. И хотя почти все из собравшихся знают, что такое стройку коммунизма, они уже в курсе, что той стройке настал конец.

Берлинская стенка упала, а обитатели восточной части Берлина воссоединились со своими родственниками на западе. С открытием архивов «Штази» все потаенное сделалось очевидным – в том числе и в футболе. Успехи ГДРовского «Динамо», правившего под покровительством властей в 80-е, перевоплотился в руины.

В старенькые времена дерби «Унион» – «Динамо» негласно числилось самым горячим в Восточной Германии. Противники режима поддерживали народный «Унион», и полностью выложиться против ненавистного антагониста было делом чести. «Динамо» и на данный момент кое-как существует в низших лигах, но историческое противоборство потихоньку уходит в прошедшее.

Сейчас основной конкурент «Униона» – «Герта». В прошедшем году «Eiserne» («стальные») одержали историческую победу, обыграв соседей из западной части Берлина в собственном первом сезоне в Бундеслиге. На родном «Ан дер Альтен Ферстерай», что в переводе с германского значит «У старенького дома лесника».

А вот дом «Униона» никак не старенькый – в 2008-09 годах его перестроили. И 8 июля 2009-го открыли товарищеским матчем с «Гертой».

Перестроили свои же болельщики.

Дама в очках с красноватой оправой – Сильвия Вайсхайт, болельщица «Униона» с 1977 года. Она прогуливается практически на все матчи, а очки – ее талисман. Красноватые цвета символизируют любовь и привязанность к клубу. «Eiserne Grüße» – так Сильвия кончает письмо мне и с наслаждением делится крайними новостями о «Унионе»:

«Вот это ссылочка на трейлер документального кинофильма о нашем дебюте в Бундеслиге! Там даже я есть. Вот тут про то, как поклонники «Вердера» благодарят нас за победу в крайнем туре над «Удачей». А здесь архивные кадры 1978 года. Подожди, на данный момент я пришлю для тебя контакты остальных наших ребят!»

«Ан дер Альтен Ферстерай» нуждался в перестройке уже издавна, но на то, чтоб нанять экспертов на полный цикл работ, просто не было средств. Город отказался финансировать проект, а купить арену по символической стоимости в один евро помешали витиеватые правила ЕС.

На все городской совет района Кепеник выделил клубу субсидии в размере 600 тыщ евро. Лига угражала отстранить «Унион» от соревнований: здание было близко к аварийному состоянию. Тогда на форумах в вебе болельщики стали давать свою помощь. Слухи дошли до президента «Униона» Дирка Цинглера, тот поразмыслил и решил: почему бы и нет?

Сильвия – экономист и бизнес-коуч. На самом деле она никак не связана со строительной отраслью. «У меня был только маленькой опыт роли в схожих проектах. В конце 80-х я воспринимала роль в реновации отеля Bellevue – исторического строения в стиле барокко в Дрездене, – ведает Сильвия. – А уже опосля объединения занималась обустройством садовых комплексов в Австрии. Президент вызнал о этом и предложил курировать работу волонтеров. Мне чудилось, что я не справлюсь, но ребята из болельщицкой среды уверили: «Даже не думай, ты пригодный человек».

Сильвия выросла в маленьком городе Вильдау, что в Бранденбурге. Все свободное время она проводила на спортплощадке родного городка. Тамошние друзья и подсадили ее на футбол: «А поехали с нами в Берлин, «Унион» играет» с «Ганзой»! Будет классно!»

«Унион» под проливным дождиком одолел 2:0, а Сильвия вот уже 43-й год с командой. В 70-е они ездили на футбол дружной компанией по 50 человек и даже пробивали выезды. Умению работать с людьми она почти во всем должна тем временам.

«А хочешь поглядеть, как мы наблюдали за выполнением работ? Вот, держи файлики. Будешь, к слову, первым журналистом, кому я их отправляю. В Германии про нашу перестройку «Ан дер Альтен Ферстерай» уже и позабыли», – радуется она.

Строй работы начались 2 июня 2008 года с символического жеста: бригадиры и строители выстроились на трибуне и затянули гимн клуба. «Плечом к плечу, за «Унион»!» – это был собственного рода стартовый свисток.

Заявки на добровольческое роль в реновации подали больше 2500 человек, а общее число рабочих часов составило 140 тыщ. Только восемь участников стройки получали заработную плату: Сильвия как управляющий проекта, инженер-руководитель строй работ и шестеро профессионалов-строителей. Помогали также и маленькие компании – личные спонсоры. Кто средствами, кто лично, на месте.

«У нас здесь самая крутая стройка в мире!» – под таковым лозунгом поклонники и взялись за дело.

Роль болельщиков в расширении арены – к тому же отсылка к историческому опыту. Понятие Subbotnik в широком смысле этого термина до сего времени в обиходе. В 1967-68 годах сотки людей последовали призыву посодействовать в работах по реконструкции западной и восточной трибун (есть в этом что-то символичное).

Кампания под заглавием «Берлин помогает «Униону» удачно закончилась в мае 1968-го, а вместимость «Ан дер Альтен Ферстерай» возросла с 12 тыщ мест до 15. В стройке вровень с обыкновенными берлинцами участвовали игроки, тренеры и управление клуба.

В сегодняшнем проекте игроки не брали в руки молотки и шуруповерты. Они отыскали иной метод отблагодарить рабочих: провели открытую тренировку прямо на перестраивающейся арене.

Наивно было считать, что вначале все пойдет как по маслу, беря во внимание текучку кадров и уровень подготовки строителей. Неудобства испытывали сначала мастера, нанятые за средства.

Основной инженер сумел выдержать только месяц. Его сменщик управлял действом чуток больше, но еще через три месяца и он отказался работать с большенный группой разрозненных, нуждающихся в обучении людей.

Тогда решили отрешиться от управляющего снаружи совершенно. Дело перебежало в руки самих участников процесса, а из координаторов осталась лишь Сильвия.

Когда сделалось понятно, что строителей не хватает, на выручку стали приходить болельщики остальных установок и просто сочувствующие.

«В один прекрасный момент мне позвонил юноша из Лейпцига, его звали Отто. Он не имел никакого дела к футболу, но его мать – ярая поклонница «Висмута», – Сильвия по старинке именует так сегодняшний «Эрцгебирге» («Висмут» – советско-германское предприятие по добыче угля). – Мать поведала ему нашу историю, и он, как дипломированный строитель, зажегся мыслью посодействовать. Произнес, что ему не надо средств и всего только попросил устроить его на ночлег на то время, что он будет в Берлине. Один из наших фанатов подселил его к для себя, и так этот паренек стал работать вкупе со всеми.

На время реконструкции мы игрались на небольшом стадиончике «Ян Шпортпарк». Однажды перед субботней игрой с дрезденским «Динамо» ко мне подошли пятеро ребят – поклонники гостей. Они заявили, что слышали о нашей инициативе и желают посодействовать. Мы пообщались, и что бы вы задумывались: в воскресенье днем они как штыки стояли у ворот «Ан дер Альтен Ферстерай». В семь утра!»

Обычным болельщикам доверили целый комплекс работ: от покраски до заливки бетона, электромонтажа и установки металлоконструкций. С 18 вечера до 6 утра рабочие заступали на ночную вахту. За уютом людей наблюдали четыре дамы, всем им было за 70 – на стройке их негласно окрестили «наши матери». Охраннику на момент стройки шел 81-й год.

В обеденный перерыв работники устраивали чаепития. Болельщики, не участвовавшие в стройке, на свои средства закупали мороженое, тортики и сладости – те же священные для германцев «кюхен». Чаепития стали традицией, которая не прекращалась ни на один денек.

Поклонники трудились и деньком, и ночкой. Кое-кто отказался от отпуска, чтоб поучаствовать в инициативе. Те, кому было не под силу делать физический труд, помогали как волонтеры: готовили, разносили пищу и воду, охраняли местность. Занимались озеленением. Представлен был весь диапазон профессий: от докторов и продавцов до представителей искусства и педагогов институтов.

«На стройке мы сообразили, что наш «Унион» – не попросту клуб района Кепеник. Не попросту клуб рабочего класса, каким нас принято считать. Тут различная гамма людей. «Унион» – это стиль жизни», – гласил президент клуба Цинглер.

Торстен Градецки отлично известен в артистичных кругах Берлина – практически как его однофамилец из Леверкузена. Торстен работает мастером по сцене в оперном театре на Унтер ден Линден. А еще он поклонник «Униона» с 1976 года.

Когда Градецки пришел в театр посреди 80-х, посреди артистов было не настолько не мало болельщиков. Но с течением времени любовь к футболу соединила представителей искусства, и они основали свою группу под заглавием «Друзья «Униона» из берлинских театров». На данный момент в нее входят представители разных оперных сцен столицы и работники Берлинского драматического театра.

Торстен считает, что нужно отступить от представления, что футбол – удел трудяг, не интересующихся культурной жизнью. Когда возникают вольные билеты на постановки в опере, он распространяет их в фан-клубе. Популярен даже балет. «Паре друзей сначала было трудновато осознать, но позже они втянулись и решили, что все это не так и скучновато. Ну а сейчас их за уши не оттянуть», – ведает мне Градецки.

И напротив: люди искусства с наслаждением прогуливаются на «Унион». «Культовый германский режиссер Вим Вендерс делал постановки на сцене нашего оперного театра. Когда ему необходимо было обсудить с мастером по свету некие аспекты, они решили повстречаться на «Ан дер Альтен Ферстерай». «Унион» играл с Дюссельдорфом, а Вендерс – с юношества за «Удачу», – гласит Градецки.

Даже режиссер-постановщик Муниципальный оперы Юрген Флимм не удержался от чар близких друзей по «Униону» и переметнулся в их лагерь. Флимм симпатизировал «Вердеру», но сейчас в его кабинете висит флаг «стальных».

Сочувствующие клубу театралы в один прекрасный момент пробовали вписать тему в спектакль.

«Мы ставили в Италии оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», – делится Градецки. – По задумке основной герой был должен быть в форме футбольного клуба. Мы желали одеть его в цвета «Униона», но костюмеры настояли на том, что это обязана быть местная команда. В итоге он играл в футболке «Пармы».

В нашем театре очень пестрый состав, представлено больше 50 государств. «Унион» стоит домом, но у нас здесь поклонники футбола со всего света – и любой поддерживает собственных».

На стройке Торстен помогал с закупкой расходных материалов. И работал вкупе со всеми в ночную смену. «Дух оптимизма, который я чувствовал практически нутром, пронизывал все. Люди слились, чтоб служить общему делу».

С самого начала «Ан дер Альтен Ферстерай» был для него местом встреч единомышленников, а не пристанищем эстетов: «В 70-е «Унион» демонстрировал будничный футбол. Нас притягивала атмосфера. Присоединялись даже поклонники «Герты», волею судеб оказавшиеся по восточную сторону стенки».

Дерби с «Динамо» не забываются. Основной редактор сатирического журнальчика Eulenspiegel как-то произнес: «Не любой из противников народа – поклонник «Униона», но любой поклонник «Униона» причислен к его противникам». Это правда. Мы стремительно сообразили: с нашим государством что-то не так – и матчи были методом отстраниться от действительности».

Для Торстена перестройка арены – принципиальная тема.

Во-1-х, дело в исторической памяти. Сначала 90-х была настоящая возможность того, что клуб переедет на новое пространство в районе Остбанхоф – это практически центр Берлина. Кепеник же, где любой 2-ой поддерживает «Унион», находится на самой окраине городка.

Естественно, поклонники восприняли идею переезда, которую лоббировал прошлый президент клуба Хайнер Бертрам, как оскорбление. Уличные демонстрации привели к диалогу в городской ратуше, и от непопулярного решения в руководстве отказались.

Поклонники «Униона» идут на футбол; архивные кадры из ГДР

Во-2-х, Торстен понимает, что такое затянувшаяся перестройка. Реконструкция его родного театра, в первый раз открывшего двери гостям в 1743 году, стала целой эпопеей. Здание Берлинской гос оперы планировали отреставрировать в течение 5 лет: с 2008-го по 2013-й. В реальности работы завершились только в осеннюю пору 2017-го. Все это время театр обязан был принимать зрителей на сцене старенького Театра Шиллера.

Правительство выделило на стройку грант в размере 200 млн евро. Но в итоге стоимость проекта возросла с 239 до 440 млн евро, и при помощи налогоплательщиков покрыли 396,5 млн. Выяснением обстоятельств занялись в мэрии Берлина, но никого так и не наказали.

Рабочий денек Сильвии начинался в 5 утра. Поначалу она отвозила домой охранника, а в 6:30 ворачивалась на стадион. Как предводитель в институте, она каждое утро отмечала посещаемость. Недельку за неделькой прибывали новейшие волонтеры – часть из их регилась через веб, но были и те, кто приходил без предупреждения. Новичков здесь же учили основам – под расписку.

В 7 утра Сильвия собирала всех, чтоб произнести мотивационную речь. То, что начиналось как разовая акция, так вдохновило людей, что они попросили создать собрания очередной ежедневной традицией.

Однажды Сильвия решила не двигать речь при всех, а просто дала личные указания. Рабочие здесь же воспротивились: нет, мы должны собираться все вкупе!

Опосля мотивационной речи строители расползались на символический перекус. Любому по полбулочки за 10 центов. Зато обед, приготовленный теми «мамами», был что нужно. Продукты для обеда приобретались на средства фанатов, которые не имели способности принять роль в стройке.

В 6 часов вечера Сильвия ворачивалась на «Ан дер Альтен Ферстерай», чтоб повторить все процедуры для заступавших на ночную смену. Торстен счастлив, что удалось избежать того хаоса, который царствовал во время реновации строения оперы. Пунктуальность для него – база всего:

«Цимес моей работы в том, чтоб все созодать впору. Я не могу подвести режиссера, актеров, осветителей, зрителей. Трансформации на сцене должны выполняться в согласовании с задумкой создателей. Когда все готово и начинается постановка, ты чувствуещь волнение, которое, по сути, и есть сущность всего. Это как вишенка на тортике».

Все волонтеры были распределены по группам: с опытным начальником в каждой из их. За общим ходом процесса наблюдали Сильвия, также президент клуба Цинглер и его тезка, конструктор Дирк Тим.

Бетон на стройку поставлялся компанией Цинглера, а сталь – компанией его заместителя, Йорга Хинце. «В этом плане нам подфартило, – гласит Сильвия. – Они условились, что возьмут на себя расходы на поставку материала. Их представители просто приезжали и отгружали все нужное – безо всякой бюрократии».

Сам президент шутил: «У меня есть бетон, а у Хинце – сталь. Отлично, что я не сапожник, а он не пекарь».

Шутили без перерыва и сами строители. Один из волонтеров работал геодезистом, и его попросили пригласить на стройку кого-либо из конторы. В компании отнеслись к предложению поучаствовать с одушевлением – пришел даже шеф.

«Мы в «Унионе» мало безумные и решили над ними подшутить, – ведает Сильвия. – Когда директор данной компании задал вопрос, с чего же начинать, я произнесла ему: «Как с чего же? Любой, кто ступает на нашу землю, должен проставиться. С тебя два ящика пива!» Но дядька оказался не промах: «Нет заморочек, с вас пропуск!»

Сиим же вечерком я выписала абонемент и опустила в почтовый ящик его дома – выяснилось, что мы живем недалеко друг от друга. На последующий денек шеф геодезистов стоял передо мной с 2-мя ящиками пива. С того времени мы прочно дружим.

Волонтерская работа несла и соц подтекст:

«Наш маляр Марио тогда только что восстановился опосля спиртной зависимости. Возвратившись домой, он узрел сообщение о готовящейся стройке. Так он сумел стремительно войти в новейший актуальный ритм. Марио сыграл самую важную роль в реализации проекта, все 13 месяцев он управлял действиями по покраске. Тут он получил гигантскую поддержку себе. Марио до сего времени работает у нас волонтером: делает различные работы на перестроенной нашими силами арене.

В Германии существует понятие Exiler – так именуют людей, чьи родственники получили разрешение на проживание в стране, а сами они – еще нет. В период меж Рождеством и Новеньким годом они практически наводняют Берлин. У почти всех не хватает средств.

30 декабря 2008-го в строительстве приняли роль 50 человек из числа Exiler. Погода очевидно не шептала: минус 10, снег. Условия не наилучшие, но вкупе с ними на морозе пыхтели еще 50 человек наших неизменных работников. Мы желали, чтоб эти люди ощутили, что они тут свои, что для всякого найдется работа».

Не обошлось и без эксцессов. Сильвия ведает о их с читающейся меж строк драматичностью:

«Под самый конец у нас произошла детективная история. Заказали кресла. С дизайном сочинять ничего не стали: кресла обычного для «Униона» колера красноватого – под цвет кузова пожарной машинки. Помню даже его обозначение – RAL 2320. В общем, все подтвердили, ждем. До открытия стадиона 6 дней. И здесь нам привозят кресла… Вроде бы это помягче сказать… В цветах той берлинской команды, которую недозволено именовать. И которой управлял «Штази». Вы бы лицезрели мое лицо! И вы бы слышали, что я тогда наговорила водителю, который привез нам эти кресла – он чуток не перевоплотился в помидор от стыда.

Для всех нас, фанатов «Униона» – позор видеть такую расцветку на собственном стадионе. Но средства заплачены, и президент с архитектором решили: оставим так. Здесь я взбунтовалась, и говорю: «Окей, давайте, но далее тогда без меня!»

Мой уничтожающий взор был как никогда к слову. На последующий денек все кресла демонтировали и привезли новейшие. До открытия оставался один денек. В вечер перед открытием на помощь пришли 320 волонтеров. За считанные часы они установили больше 3-х тыщ сидений. В 23:30 мы привинтили крайнее кресло. Это было неописуемо».

Президент «Униона» Дирк Цинглер гордится тем, что смогли создать обыкновенные болельщики: «Тот факт, что мы сами с относительно маленьким набором ресурсов можем созодать такие проекты, гласит о многом. На нашем примере люди могут узреть, что целей достигают не только лишь скупые менеджеры и торгаши, которые утратили стоимость деньгам. Мы обосновали оборотное. В «Унионе» любой что-то делает. Своими руками».

В Кепенике обожают повторять, что их клуб – это семья. Сильвия поняла это на 100 процентов во время стройки:

«Мы сблизились, ощутили ответственность друг за друга, нам было очень принципиально, чтоб клуб продолжил существовать. И чтоб мы могли ходить на родной стадион.

Я прожила 11 лет в Австрии, но моя связь с Eiserne никогда не прерывалась. «Унион» – это в равной мере спортивный и соц проект. И даже на данный момент, когда все сложнее отыскать баланс меж традициями и коммерцией, в президиуме нашего клуба как и раньше есть люди, способные услышать фанатов.

То, что мы сделали – величавое дело, и я признательна, что мне доверили этот проект. Футбол и стройку – обычно мужские вотчины. Дать такое ответственное дело на откуп даме было весьма смело».

Но коммерциализация футбола потихоньку начинает затрагивать и «Унион». Клуб в конце концов вышел в Бундеслигу, а тут трудно оставаться в ладах со старенькыми принципами.

Торстен, как и Сильвия, верует в то, что его возлюбленной команде получится сохранить собственное лицо и ценности:

«Футбол как действо близок к искусству. Это до этого всего эмоции, которые ты выплескиваешь наружу. Но на данный момент он перестает существовать в собственной классической форме. Люди привыкли считать себя пользователями и ожидают, что их будут веселить.

В «Унионе» смогли уравновесить коммерческую и идеологическую составляющие. Мне нравится, что клуб с почтением относится к юным поклонникам, так именуемым ультра: к их праву выражать себя и узнавать свободу и ее границы. У всякого времени свои правила. Это наши детки, и мы должны обучаться их осознавать.

Готовность помогать друг дружке для меня основное, чем богат «Унион». Мы заботимся о старых членах общества. Есть даже особый каталог, где можно отыскать сотрудника из тех, кто поддерживает клуб. Я не раз воспользовался сиим, поэтому что понимаю: наши люди никогда не околпачат».

Открытие стадиона 8 июля 2009 года 

С момента перестройки арены прошло уже 12 лет, а ностальгия посреди строителей все еще горяча. Как будто у старенькых друзей, во времена студенчества ездивших «на картошку».

Но сейчас в планах у «Униона» еще одна перестройка и расширение «Ан дер Альтен Ферстерай». Число зрительских мест обязано возрости с 22 до 37 тыщ. Вот лишь реализация проекта опять откладывается: к лету 2020-го, когда работы планировалось окончить, превосходный проект так и не стартовал.

Что ж, пора Сильвии опять браться за дело!

А еще болельщики «Униона» сдавали кровь, чтоб спасти клуб от банкротства. Тут (практически) все истории

Берлинская стенка отрезала поклонника от клуба. Спецслужбы сломали ему жизнь, но он остался верен «Герте»

28 тыщ болельщиков поют песни при свечках. Теплая традиция берлинского «Униона»


Источник: sports.ru

новости