«Я такой, как все». Патрик Фаркаш продолжает карьеру после инсульта | статьи на masttoys

Маттерсбург Патрик Фаркаш Лига чемпионов УЕФА Ред Булл Зальцбург высшая лига Австрия Футбол

«Патрик Фаркаш будет отсутствовать неопределённое время. Ему потребуется подробное медицинское обследование после потери сознания перед тренировкой, и на это может уйти несколько недель».

Так сухо и лаконично прозвучал пресс-релиз «Ред Булл Зальцбурга», вышедший через пару дней после того, как 27-летний тогда правый защитник Патрик Фаркаш внезапно исчез из заявки на матч Лиги чемпионов с «Наполи» 23 октября 2019 года. За ним последовало короткое и явно обрезанное пресс-службой команды видео от самого Фаркаша из больницы, где он сообщает, что ему лучше и он скоро будет выписан. И всё. Тишина на долгие недели.

До этого дня Фаркаш проводил лучший отрезок в своей зальцбургской карьере. Предыдущий сезон, 2018/19, он почти полностью пропустил из-за разрыва крестообразной связки, но внезапно вышел в старте в финале Кубка Австрии на первомай и стал его главным героем: гол и феерическое удаление. Пришедшему летом Джесси Маршу Фаркаш чертовски понравился, и правый защитник начал получать много игрового времени – сначала на предсезонке, а потом и в официальных матчах, несмотря на приход в клуб Расмуса Кристенсена из «Аякса». Казалось, что его скорость, ловкость и тяготение к атаке и кроссам из высоких позиций чуть лучше вписываются в футбол Марша, чем физическое преимущество куда более атлетичного и ориентированного на защиту Кристенсена. С ним продлили контракт до 2022 года, он уже успел отметиться четырьмя ассистами в Бундеслиге, и жизнь явно налаживалась.

Но всё изменилось в одночасье.

В то утро, за два дня до матча с «Наполи», Фаркаш задержался перед тренировкой в раздевалке дольше остальных. В команде он славится своей гиперответственностью: именно он обычно берёт на себя фактические обязанности «старосты группы», ведёт учёт командных штрафов и занимается организаторской работой в тесной связке с тренерским штабом. И в этот раз ему нужно было доделать что-то подобное, поэтому никто особенно не удивился. Но к началу занятия Фаркаш всё ещё не вышел – и вот тут, зная о его пунктуальности, все забеспокоились. Проверить, что случилось, отправили одного из сотрудников команды, и он, к своему ужасу, обнаружил лежащего обездвижено подопечного на полу посреди пустой раздевалки.

Patrick #Farkas ist ein Kämpfer – einer, der #ComeBackStronger vorlebt! 💪 Farki will zurück auf den Rasen und wird das auch schaffen. Im ersten Interview nach dem Schock fesselt er uns mit ehrlichen Aussagen: https://t.co/0GHgGJAC0G | #WirSindTeam pic.twitter.com/1wV2gbDLmk

— FC Red Bull Salzburg (@RedBullSalzburg) 21 декабря 2019 г.

«Мне нечего скрывать, то, что со мной случилось, – инсульт», – спустя два месяца после происходящего рассказал на камеру Фаркаш. – «Оказалось, что у меня в сердце есть что-то вроде дыры – в больнице мне сказали, что это у каждого пятого, шестого человека, это нормально, и с большинством ничего не происходит в течение всей жизни. Со мной так не вышло. Во время какого-то упражнения сгусток крови, тромб, не знаю, откуда он взялся, оторвался, прошёл через эту дыру и попал ко мне в мозг. И меня парализовало на всю правую сторону».

Описывая, насколько страшно оказаться запертым в собственном теле и как он думал, что вот он, конец, он не стесняется собственного дрожащего голоса.

Фаркаша сразу же отправили в больницу. Через час-другой под капельницами он смог выговорить несколько слов и по чуть-чуть снова начал двигаться. Позже он признался, что остаточные явления в правой руке сопровождали его ещё несколько недель, но только и всего – по словам его врачей, ему очень повезло, что все так быстро среагировали, поскольку закончиться всё могло куда хуже, вплоть до инвалидности. Из больницы его выписали спустя несколько дней, а уже в середине ноября он вернулся к тренировкам. Всё это время клуб не сообщал, что именно с ним произошло – и точно такой же стратегии из солидарности придерживались все австрийские СМИ, имеющие доступ к клубу. Только в конце декабря сам Фаркаш решил, что хочет рассказать об этом.

«Потом, когда я уже пришёл в себя, я очень долго искал истории профессиональных спортсменов, с которыми случалось что-то подобное, и чтобы они после этого нормально вернулись в спорт – и не нашёл одной», – сетовал защитник. – «Я бы хотел это изменить, и поэтому я об этом рассказываю, чтобы другие могли оглядываться на мой опыт. Меня заваливали вопросами: почему я так надолго выбыл, это что, просто проблемы с кровообращением? Так что я обсудил это с семьей и решил, что не хочу ничего скрывать».

Карьера Фаркаша – это история о том, как старание и прилежность могут привести дальше, чем любой природный талант. Сын австрийки и венгра – привычная история для Бургенланда, региона страны на границе с Венгрией – попал в футбольную школу поздно, в девять лет. Впрочем, система детско-юношеского футбола Бургенланда настолько грамотно выстроена, что там даже это не может стать проблемой – этот регион традиционно считается одной из лучших кузниц кадров в стране. Фаркаш пошёл по хорошо проторенной дорожке: заточенные под детский футбол деревенские клубы, региональный тренировочный центр-академия Бургенланда, а затем и главный клуб региона, «Маттерсбург» (к слову, 2020 год он не пережил и в июле был ликвидирован после банкротства, к которому привели, как оказалось, годы подделанной финансовой отчётности; юношескую систему, к счастью, удалось сохранить). В 15 лет защитник попал в его дубль, где своей работоспособностью приглянулся руководству основы, а спустя два года дебютировал в Бундеслиге.

Первые годы приходилось совмещать с работой по утрам разнорабочим на стройке – классическая история для молодых игроков в не самых финансово стабильных клубах. Подъём в пять утра, работа, тренировки, матчи – Фаркаш хлебнул этого сполна. Но постепенно дела пошли в гору (не для клуба, правда, успевшего вскоре вылететь из высшего дивизиона), а в 2013 году, в 21, спустя три сезона после дебюта, на его плече оказалась капитанская повязка. С ней же он затащил родной клуб обратно в Бундеслигу через два года – и с ней же доиграл до последнего дня в команде.

В мае 2017-го года «Маттерсбург» по традиции цеплялся руками и ногами за сохранение прописки в Бундеслиге – но за пять туров до конца команда сделала невозможное и нанесла «Зальцбургу» первое поражение с ноября предыдущего года, 2:1. После этого матча с капитаном бойкого клуба, против которого извечные чемпионы всегда сами себе наживали проблем, связался спортивный директор «быков» Кристоф Фройнд. От таких предложений в Австрии отказываться не принято.

Но и тут всё пошло не так уж гладко: к футболу возглавившего в тот сезон основу Марко Розе Фаркаш адаптировался медленно, получать игровое время при вспахивавшем правую бровку резвее зайца из рекламы «Дюраселл» Стиви Лайнера было крайне сложно, а в конце сезона – прямо перед матчем с «Маттерсбургом», для пущего символизма, – Фаркаш порвал кресты.

Что было дальше, мы уже вспоминали: долгое старательное восстановление, блистательное возвращение и геройства в финале Кубка, усердная работа на предсезонной подготовке, дуэль с Кристенсеном за место в основе – и инсульт.

View this post on Instagram

A post shared by Patrick Farkas 🇦🇹⚽️ (@farkas_25)

Полностью присоединиться к команде получилось уже на зимних сборах, через два месяца после произошедшего. «Команда сразу же приняла меня обратно как полноправного игрока, никто не дрожал надо мной, как над только что выписанным из больницы пациентом», – радовался Фаркаш после первых тренировок. Его попробовали выставить на товарищеские игры и с удивлением обнаружили, что всё в относительном порядке. В феврале он отыграл три официальных матча подряд в стартовом составе – но затем Джесси Марш, видимо, решил не гнать лошадей и резко ограничил его игровое время.

С тех пор и поныне Фаркашу достаются лишь аккуратные выходы на замену да эпизодические появления в старте в ротационных составах. Вернуться на уровень, который он показывал до инсульта, пока так и не вышло, за исключением редких всплесков и искр былого, – но никто этого и не ждал. Главное, что он попросту может тренироваться и играть. «Сейчас я принимаю кроверазжижающие препараты, чтобы подобных тромбов больше не образовывалось», – комментирует своё состояние сам Фаркаш. – «Мне придётся принимать их до момента, как я решусь лечь на операционный стол, что я думаю сделать когда-нибудь, как закончу с футболом. А в остальном – я такой, как все, и ко мне не нужен особый подход на тренировках».

Маловероятно, что мы увидим Фаркаша в стартовом составе в Москве против «Локомотива»: в Лиге чемпионов этого сезона он не сыграл ни минуты, хотя в заявку, как правило, чаще всего попадает. Но в любом случае последний год вся команда играет не только за себя – но и за того парня на лавке с блокнотиком с записанными аккуратным почерком провинностями сокомандников для клубной кассы.

***

Ещё больше об австрийском футболе читайте в телеграм-канале Bei Licht und Schatten и в твиттере @FRFussballAnna

Источник: sports.ru

новости