У Стивена Содерберга есть кинофильм о НБА. В нем он предвидел всю движуху этого лета: бойкот, борьбу за права темных и мечты о лиге без хозяев | статьи на masttoys

НБА Леброн Джеймс Баскетбол

Революционная картина о спорте.

Где Содерберг, и где НБА

Содерберг был должен придти в спорт еще в конце нулевых: режиссера, который в 2001-м номинировался на «Оскар» сходу за два кинофильма, пригласили снимать «Moneyball». Но не случилось. В крайний момент он переработал сценарий, и его версия с бейсбольными определениями, с интервью настоящих игроков и иными деталями показалась продюсерам очень заумной для бюджета в 58 миллионов.

Гласили, что шеф Sony Эми Паскаль чуток удар не хватил. И от в один момент появившейся новейшей версии, и от того, что режиссер уперся и не желал ничего созодать по другому.

В спорте Содерберг дебютировал через 10 лет. С картиной о НБА под заглавием «Птица высочайшего полета» и бюджетом в 2 миллиона, который дозволял ему заумности на хоть какой вкус.

Говорят, что НБА для Содерберга совершенно не чужда. Он и сам любит баскетбол, и играл совместно с темными парнями на съемках. В подкасте Билла Симмонса он определил свою любовь к игре так: «Я люблю баскетбол за то, что это самый резвый спорт, какой лишь можно представить, если исключить откровенное насилие. Даже будучи на трибуне, вы повсевременно ощущаете себя в гуще борьбы. Можно вообразить, что ощущают мужчины на площадке».

«Птица высочайшего полета» при всем этом – не только лишь про НБА, но про самого Содерберга.

«Птица высочайшего полета» – про мятеж, мятеж на 2-ух уровнях. На уровне сюжета: игроки приходят к тому, что конкретно они являются главными людьми в лиге. На метауровне: Содерберг снимает все это на айфон и в очередной раз указывает фак корпорациям, продюсерам и вообщем всем, кто стремится ограничивать его креативность.

Сама мысль родилась из обычного наблюдения.

«Постоянно испытываю дискомфорт, когда во время матча камера переключается на ложу обладателя. Как-то мне становится не по для себя, когда я вижу, как белоснежные обладатели глядят сверху вниз на людей, развлекающих зрителей».

Сценарий для «Птицы» написал Тарелл Маккрейни, получивший Оскар за «Лунный свет».

В итоге у обоих вышел спортивный кинофильм, который ни на что не похож.

Тут и съемка на айфон: в мелочах, если присмотреться, это все таки уступает большенному кино, хотя и делает свою атмосферу.

Тут и сценарий, построенный на диалогах: полуторачасовой кинофильм фактически исключает любые резкие движения и зиждется только на внутренней энергии, которая возникает при общении героев. И все это еще больше припоминает пьесу, чем кино.

Тут и та заумность. Содерберг подчеркнуто отрешается от самого спорта, потому что не желает, чтоб локальные победы/поражения определяли ракурс и фабулу историю. Здесь нет кульминационных точек, есть просто канва, которую дозволяет набрасывать идеи.

«Птица высочайшего полета» в массе получила положительные отзывы, хотя отказалась от всех традиционных ингредиентов спортивных кинофильмов и предложила зрителю видение, которое не так просто принять.

О чем все это, и при чем здесь НБА

Основная мысль Содерберга состояла в том, чтоб создать спортивный кинофильм без спорта. Баскетбола снутри – ровно 20 секунд.

Его интересует другое. «Это бизнес», – провозглашается в самом начале.

Содерберг сходу же отказался от какого бы то ни было сотрудничества с НБА: «Лига не желает ничего, что не походит на признание в любви». (Из-за этого в кинофильме нет заглавий клубов: дело происходит в Нью-Йорке, но команду просто обрисовывают как «NY»).

Но параллели с истинной НБА явны.

Все действие происходит во время локаута.

Вся динамика построена на содействии меж основным героем (сказочно положительным агентом, которого играет Андре Холланд), президентом профсоюза игроков (величавая Соня Сон ворачивается в нашу жизнь!), отвратительным обладателем (Кайл Маклахлен сам может уничтожить всякую Лору Палмер), печальным тренером (естественно, Билл Дьюк) и игроками.

Все черты обычного баскетболиста проглядывают здесь и там. И инфантильность, и болезненная реакция на соцсети, и неминуемые конфликты в этих соцсетях, и заведомое балабольство, и потребность взять большой кредит на что-то совсем ненадобное прямо во время локаута, и предки «с интересами», и случайные связи, и даже нежелание выходить на паркет под предлогом того, что «у меня лишь что был секс»…

Все конфликты тоже обрисованы. «Птица» даже сталкивает игроков различного общественного происхождения – условного Гранта Хилла, выросшего в элитарном семействе, и условного Джалена Роуза с дурацкой привычкой именовать всех богатых темных «дядей Томом».

Содерберг указывает баскетбольный мир без баскетбола. И от этого вида всем становится мало грустновато.

Да к тому же связывает кинофильм с впечатлениями реальных игроков. Реджи Джексон со сковородкой на голове, Карл Энтони-Таунс  и Донован Митчелл параллельно говорят, как адаптировались к НБА. В особенности великолепен Таунс: не только лишь поэтому, что подчеркивает, до что же любит биться и соревноваться (хотя это тоже), да и из-за разъяснений, что игрокам НБА приходится убирать из собственных жизней людей, которые от всей души их обожают, но при всем этом представляют ненужное воздействие.

В общем, Содерберг свел это к обычному пассажу: «Я просто желал бы, чтоб зрители помыслили о игроках как о {живых} людях».

Почему вышло изумить

Сценарий к «Птице» писался посреди 10-х, но Содерберг поймал основное: власть в НБА не только лишь перебегает в руки игроков, да и все это оформляется под девизами борьбы с расовой несправедливостью.

Важнейшую фразу картины произносит Билл Дьюк: «Гарлем Глоубтроттерс» стали так пользующимися популярностью, что обладатели НБА забеспокоились, что баскетбол, который контролируют чернокожие, выпихнет их лигу. Они захотели надзирать игру, в какой мы лучше. Потому они выдумали игру, управляющую игрой».

(Необычным боссом «Глоубтроттерс» вообще-то был Эйб Саперстейн, но, как произнес бы он сам, кто для вас считает).

Протагонист «Птицы» – агент Рэй Берк – единственный персонаж кинофильма, которого трудно представить в НБА.

Он: 1) дает комиссионные игрокам в критических ситуациях, 2) тихо принимает уход от него игрока, избранного под первым пиком драфта опосля всех морок, 3) произносит убедительные монологи во славу баскетбола, 4) переживает из-за того, что его игрок оскандалился в соцсетях, 5) находится в открытой конфронтации с обладателями…

Но конкретно из-за всех этих нетипичных для агентов НБА черт ему предлагается сопереживать в борьбе против хозяев.

Берк верует, что в силу «самого сексапильного спорта».  В противовес «богатым белоснежным дядькам».

Берк желает окончить локаут, но в один момент открывает, что игрокам фактически не нужна лига, потому что они без помощи других провоцируют зрительский энтузиазм. Спонтанная дуэль один на один с ролью его игрокам разрывает соцсети – опосля что он уже грозит НБА, что все уйдут на Netflix (если что, указывает картину Netflix).   

Обладатели одномоментно соглашаются на мировую. Но Берку уже этого не много. В конце уже возникает знаменитая книжка доктора и активиста Харри Эдвардса «Мятеж темного спортсмена» (размещена в 69-м), в какой рассказывалось о событиях 68-го – о попытках бойкотировать Олимпиаду, о жесте Томми Смита и Джона Карлоса в Мексике, о протестных движениях в институтах. (Ну и сам Харри Эдвардс тоже возникает).

Фактически, конкретно к этому направляет заглавие: «Птица высочайшего полета» – это отсылка к песне 63-го года, в какой летящая в небе птица противопоставлена человеку, вросшему в землю, будто бы дерево.

Наверняка, Содерберг задумывался о кое-чем собственном и быстрее предсказывал революцию в кино-бизнесе, где на замену корпорациям должны придти хипстеры с айфонами и макбуками.

Но еще ранее его размышления о дилеммах НБА стали наиболее животрепещущими для самой НБА, чем классика вроде «Баскетбол – игра для темных» либо «Игра по чужим правилам», в каких упор делался на равноправии, на том, что любые социальные противоречия исчезают на площадке.

Инстаграм Леброна Джеймса влиятельнее хоть какого СМИ. Сам он не только лишь осуждает бесцеремонное поведение клубов по отношению к Харрисону Барнсу, но втягивается в политическую активность. Игроки НБА чуть не пришли к бойкоту опосля убийств чернокожих полицейскими и уверили хозяев предназначить «пузырь» движению BLM. И при всем этом для почти всех из их переговоры с хозяевами клубов представляются борьбой за освобождение спорта. (Естественно, радикалы вроде Кайри Ирвинга идут вслед за Содербергом – призывают к созданию лиги без хозяев).

Баскетболисты получают больше власти снутри лиги – продавливают обмены, требуют усилений, соединяются воединыжды с друзьями. Но, как предугадывает «Птица высочайшего полета», они уже глядят обширнее – на устройство общества, на денежные правила, на отношения с миром вокруг нас.

Харри Эдвардс и его идеи вправду снова животрепещущи для НБА. Хотя прошло уже больше 50 лет. 

Что обязано быть в безупречном кинофильме о баскетболе


Источник: sports.ru

новости