Лауда, Хант, Фиттипальди и остальные известные и не весьма герои Формулы 1 1970-х | статьи на masttoys

Джеймс Хант Джеки Стюарт Эмерсон Фиттипальди Брюс Макларен Ники Лауда Лука ди Монтедземоло Авто

Для Формулы 1 1970-е начались с посмертного награждения чемпиона мира. Смертельная трагедия Йохена Риндта в Монце не только лишь забрала талантливейшего гонщика, да и стоила Джеки Стюарту 1-го из его ближайших друзей и подтолкнула его начать беспримерную кампанию по улучшению сохранности гонщиков и трасс Формулы 1. Будучи крайним фаворитом 1960-х, Стюарт заходил в новое десятилетие как лицо спорта: не только лишь самый резвый на трассе и будущий фаворит 1971 и 1973, да и самый престижный и влиятельный человек в паддоке.

Стюарт научился продавать себя и не только лишь. У него были длинноватые волосы, клетчатая полоса в шотландских цветах вокруг его шлема, солнцезащитные очки с ободом из серебра и отверстиями, которые бы напоминали дизайн гоночных каров. Пластмассовые копии таковых очков вы могли скоро приобрести на хоть какой АЗС: шотландец знал не только лишь, как стремительно ездить, да и как монетизировать свою славу.

Его борьба за сохранность столкнула его лбами с почти всеми консерваторами, для которых риск и опасность числилась соответствующей чертой Формулы 1. Но он и его супруга Хелен посетили очень много похорон, чтоб отойти. И почти всем его критикам стоит напомнить, что из его 27 побед в 99 гонках самая популярная случилась на Гран-При Германии в 1968, где он на 22 километровом Нюрбургринге финишировал в 4 минутках впереди всех собственных конкурентов в критериях дождика и тумана. Это была неописуемая демонстрация храбрости и мастерства.

Джеки Стюарт

Проведя начало собственной карьеры (три сезона) в BRM, Стюарт выиграл все свои титулы совместно с Кеном Тирреллом, который вначале воспринимал роль в старенькой Формуле 3, потом провел год в Формуле 2, но решил, что его присутствие в гонках будет иметь другую форму. Его команда Формулы 1 базировалась около лесного склада в Суррее и дебютировала в 1968 в партнерстве с Matra. Эта французская авто и аэрокосмическая компания употребляла Cosworth DFV. Опосля победы со Стюартом в обоих зачетах в 1969, Кен решил строить собственные машинки и применять DFV, которые разрабатывал Дерек Гарднер.

Их 1-ая машинка Tyrrell 001 выиграла поул в первой же гонке в 1970 (при всем этом ее дисквалифицировали опосля первого возникновения на трассе на тренировке). Ее последователи привели Стюарта к титулам в 1971 и в 1973. В 1976 революционная P34 Гарднера стала единственной шестиколесной машинкой, которая выиграла Гран-При – Джоди Шектер и Патрик Депайе оформили дубль в Швеции. Когда Тиррелл ушел из спорта и продал команду в 1998 British American Racing, его машинки выиграли 33 гонки в 463 стартах. BAR в итоге преобразовались в Honda, те – в Brawn GP, и в конце концов эта команда стала сегодняшней Мерседес – ДНК старенькой школы Кена Тиррелла все еще находится в Формуле 1.

Кен Тиррелл

Десятилетие 70-х лишь началось, когда Брюс Макларен в возрасте 32 лет умер во время тестов в Гудвуде. Но его имя опосля погибели сделалось звучать еще громче. Он родился в Окленде и был отпрыском обладателя автомастерской, в 14 лет он уже участвовал в гонках по подъему на бугор в собственном Austin 7, который был изменен его папой. Его скорость во время Гран-При Новейшей Зеландии в 1958 за рулем машинки Формулы 2 Cooper, которой ранее управлял Джек Брэбем, завлекла всеобщее внимание. На старте последующего сезона он был за рулем промышленного Cooper в Ф1 рядом с Брэбемом. Макларен занял 2-ое пространство в общем зачете сзади напарника. Выиграв в Себринге в возрасте 22 лет, Брюс стал самым юным победителем Гран-При в истории.

Опосля 6 сезонов в Cooper и еще 2-ух побед он ушел из команды в 1965, чтоб гоняться на собственных собственных машинках. Машинки англичан были раскрашены в оранжевый цвет, и 1-ые успехи пришли к ним в чемпионате CanAm. А 1-ая победа в Формуле 1 случилась на Гран-При Бельгии 1968 – гонку выиграл Брюс. Опосля его погибели в 1970 команда продолжила участвовать в гонках, поначалу ей управлял Тедди Мейер, а потом команду купил Рон Деннис. Сейчас у команды 12 титулов в личном зачете и 8 кубков конструкторов. Машинки McLaren в различные годы были раскрашены по-разному, это зависело в том числе и от спонсоров, но на данный момент команда возвратилась к цветам, которые использовались еще при ее основоположнике.

Брюс Макларен

Первым фаворитом McLaren в 1974 стал Эмерсон Фиттипальди. Прейдя из Lotus Формулы 2 Колина Чепмена в Формулу 1, он сходу стал биться в первых рядах. Став фаворитом команды опосля погибели Йохена Риндта, он выиграл гонку в Уоткинс-Глен, спустя месяц опосля катастрофы. Препядствия с надежностью Lotus 72 и последствия дорожной трагедии сделали сезон 1971 одной сплошной неувязкой, но на последующий год Фиттипальди выиграл 5 из 11 гонок в черно-желтых цветах JPS и стал в 25 лет самым юным фаворитом мира Формулы 1.

3-х побед в 1973 не хватило, чтоб не отдать Стюарту выиграть титул, и в конце года Эмерсон принял предложение McLaren. За рулем M23 он одержал еще три победы и выиграл 2-ой титул. В последующем сезоне бразильцу удалось выиграть две гонки, но в чемпионате он стал вторым опосля Ники Лауды. Эмерсон и его брат Уилсон решили запустить проект по созданию первой бразильской машинки Ф1 – Copersucar (по наименованию спонсора – сладкой компании).

Команда присутствовала в чемпионате 8 сезонов, но смогла достигнуть только 3-х подиумов в 103 гонках. Эмерсон ушел из автоспорта в конце 1980 в возрасте 33 лет, но возвратился в серию CART в 1984, выиграв титул и Инди-500 в 1989 и одолел Найджела Мэнселла в 1993, выиграв вторую гонку в Индианаполисе. Год спустя Эмерсон находился на похоронах Сенны, второго бразильского чемпиона Ф1. В 1996 травма во время гонки серии CART в Мичигане окончила карьеру гонщика за 6 месяцев до его 50-летия.

Эмерсон Фиттипальди

Scuderia Ферарри уже целое десятилетие мучилась от заморочек в Формуле 1, когда в команду в 1974 пригласили Луку ди Монтедземоло. 26-летний выпускник юридического факультета, выходец из аристократической семьи, он свободил конструктора Мауро Форгьери от доп бремени управления командой и выстроил отличные дела с новеньким гонщиком команды, 23-летним Ники Лаудой. И в 1975 все сработало: 312T Форгьери дозволила Лауде выиграть 5 гонок и стать первым опосля Джона Сертиса в 1964 году фаворитом в составе Ферарри.  Годом спустя, подняв боевой дух гоночной команды, харизматичный Лука (которого скоро узнали все на свете Формулы 1) был продвинут в иерархии Fiat. Его впечатляющие заслуги в мире итальянского бизнеса включали помощь в организации Чемпионата мира по футболу 1990, который был должен пройти в Италии. Но в 1991 гоночная команда опять скатилась, спустя три года опосля погибели основоположника. И Лука возвратился в качестве президента команды. Как в и 1973 его грубость, энергичность и интуиция посодействовали команде возродиться. Но в сей раз подъем был постепенным, но в течение 5 лет он собрал команду, которая была готова не попросту побеждать, но уничтожать конкурентов, выжигая все вокруг.

Лука ди Монтедземоло

Ники Лауда вышел из небедной семьи, но ему пригодились хитрость и напористость, чтоб попасть в Формулу 1 на фоне неодобрения его родных. Юный человек, чьи выделяющиеся фронтальные зубы дали ему незавидное прозвище «Крыса», сначала не смотрелся подающим надежды. Но он был резвым и храбрым. Он сходу заслужил почтение в Маранелло, прямо высказав Энцо, что не так с его машинкой. Он сражался за титул в 1976 против Джеймса Ханта, но на Нюрбургринге попал в ужасную трагедию: его лицо обгорело, а легкие были заполнены ядовитыми продуктами горения. Даже священник успел отпустить его в мир другой, но Лауда не сдался и продолжал биться, чтоб вновь возвратиться за руль, зная, что Ферарри стремительно отыскала ему подмену. Ники возвратился в Монце всего через 7 недель опосля трагедии, его раны все еще кровоточили, но он сумел финишировать четвертым. Но его решение о прекращении борьбы в дождевой гонке в Фудзи, крайней в сезоне, позволило Ханту выиграть титул и посеять зерна раздора меж ним и Ферарри.

Он гонялся еще сезон, выиграл 2-ой титул, и, приняв двухмиллионное предложение Экклстоуна, перебежал в Brabham. Лауда выиграл Гран-При Швеции за рулем BT46B («машина-вентилятор»), и в Монце за рулем обыкновенной BT46, но решил окончить карьеру среди тренировки в Монреале в конце 1979 и решил заняться авиабизнесом. Когда сделалось понятно, что из данной нам затеи особо ничего не выходит, Лауда принял предложение Рона Денниса сесть за руль McLaren в 1982. Его физиотерапевт Уилли Дангл разработал особенный режим для Ники, возвратил его в форму, но пригодилось время, до этого чем он вышел на пик, взяв титул в 1984 с преимуществом в одно очко над его напарником, Аленом Ординарном. В 1985 опосля собственной крайней и 25-й победы в Зандворте он решил совсем повесить шлем на гвоздь.

Он был консультантом в Ферарри, позже не очень удачно управлял Ягуар, а в 2012 стал неисполнительным директором Мерседес и уговорил перейти к ним Льюиса Хэмилтона. Препядствия с легкими и почками, которые волновали Ники еще с той трагедии на Нюрбургринге, все посильнее сказывались на здоровье австрийца, и в 2019 он покинул этот мир в возрасте 70 лет. Мы утратили неповторимого человека, который, находясь постоянно на пределе и время от времени за ним, никогда не смущался прямо гласить правду в глаза.

Ники Лауда

Неописуемая «машина-вентилятор» Brabham была выдумана Гордоном Марреем, конструктором, который показал, как следует применять сероватые зоны сложнейшего технического регламента Формулы 1. Его предки были шотландцами, сам он был из Дурбана, обучался по специальности механики и инженерии, также гонялся на собственной своей машине в Южной Африке. Но потом он возвратился в Британию в возрасте 22 лет в 1969, и Рон Торанак предложил ему работу в Brabham, где он стал основным конструктором в 1973, сходу, как Экклстоун выкупил команду.

На BT44 с мотором DFV Карлос Ройтеман в 1974 одержал 3 победы, а в последующем году на версии B он и Карлос Паче выиграли по одной гонке. Решение применять движки Alfa Romeo было неверным – за четыре сезона было одержано только две победы, но возвращение к Cosworth, а потом сделка с BMW дозволила раскрыть потенциал машин Маррея, ведь Нельсон Пике стал фаворитом мира. В 1987 Маррей присоединился к McLaren, для которых он разработал гиперкар F1, а опосля в 2007 он ушел из компании, основав свою свою.

Гордон Маррей

Самым броским конкурентом Лауды во время его выступлений за Ферарри был Джеймс Хант, хулиган, который получил пространство в McLaren опосля ухода Фиттипальди. Лауда и Хант гонялись совместно еще в юниорских гонках и, невзирая на то, что их соперничество завлекло внимание всего мира (два совсем различных человека – аскетичный австриец против длинноволосого бьющего машинки Ханта, одетого в шлепанцы), они были неплохими друзьями. Хант заинтересовал своими выступлениями за лорда Александра Хескета, который привнес в паддок Формулы 1 ноты гедонизма, рока и пафоса. В то время на комбинезоне Ханта была нашивка с надписью: «Секс: завтрак чемпионов».

Но он владел талантом, что обосновал собственной победой за рулем Hesketh на Гран-При Нидерландов. А переход в McLaren в 1976 давал Ханту шанс. Во 2-ой гонке сезона в Кьялами Лауда обогнал его, а 2-мя гонками спустя в Хараме все было напротив (машинку Ханта дисквалифицировали, но в McLaren выиграли апелляцию). Лауда выиграл в Зольдере и Монте-Карло, Хант в Поль-Рикаре и Брэндс-Хэтче (там Джеймса в итоге дисквалифицировали). Потом была трагедия Ники в Германии, где Хант одолел. Британец выиграл в Зандворте, Моспорт парке и Уоткинс-Глен, завоевав титул на трассе Фудзи, когда Лауда закончил борьбу.

Три победы в 1977 были крайними для Ханта. В конце последующего сезона он перебежал в Wolf, где трагедии, вызванные поломками, подтолкнули Джеймса уйти в центре сезона. В 1979 он стал работать на BBC комментатором совместно с Марреем Уокером, постоянно говоря то, что он задумывался. Позже последовал наиболее размеренный и стабильный шаг его жизни, но в 45 лет в 1993 году он погиб от сердечного приступа. Его стиль жизни был чужд людям, но занес в иногда душноватый паддок незначительно шума, гламура и спонтанности.

Джеймс Хант

Фиттипальди, Лауда, Хант были одними из тех, кто получал плюсы от дружбы и патронажа Джона Хогана, австралийского маркетингового менеджера, который присоединился к компании Phillip Morris в 1973 и провел там 30 лет, перенаправляя большой табачный бюджет компании командам Формулы 1. Более известные примеры – Mclaren и Ферарри. Благодаря ему машинки, раскрашенные в цвета Marlboro, боролись за победу.

В 1980 Хоган работал с Роном Деннисом над перестройкой McLaren, что привело к титулам Лауды, Ординарна и Сенны. В Ферарри Хоган начал с оплаты гонораров гонщиков, а в 1996 все средства были переброшены с McLaren в итальянскую команду, которая продолжала процветать от таковой ситуации. Хоган покинул Phillip Morris в 2002, недолго управляя командой Ягуар перед тем, как стать консультантом. С момента сотворения Комиссии Формулы 1 в 1982 он заходил в нее и был неведомым, теневым инсайдером, чье воздействие было большущим.

Джон Хоган

Когда Renault, компания, которая участвовала в самом первом Гран-При в 1906 году, решила принять участи в чемпионате на гонке в Сильверстоуне в 1977, почти все смеялись над желтоватой машинкой с полуторалитровым турбованным движком. Она смотрелась слабенькой на фоне трехлитровых чудовищ, вприбавок сам турбонаддув сломался, и машинка сошла с дистанции. Не много кто мог позавидовать гонщику, Жан-Пьеру Жабую, действующему чемпиону Ф2. Но 34-летний парижанин был главный частью команды, которая была настроена на длительную работу и развитие новейшей технологии, пока та не стала бы довольно производительной и надежной по сопоставлению с атмосферными движками конкурентов. Он посодействовал Андре де Кортанце с дизайном его машинки RS01 и страдал в оставшихся гонках 1977 и практически весь сезон 1978, пока свет не забрезжил в конце тоннеля в Уоткинс-Глен, где Жан-Пьер занял 4-ое пространство.

На последующий год с новейшей машинкой RS10 (которую разработали Франсуа Кастен, Мишель Тету и Марсель Юбер) случился прорыв. 1 июля 1979 в Дижоне французский гонщик на французской машине с французскими шинами и французским топливом выиграл Гран-При Франции. Жабуй выиграет еще только одну гонку, но эти успехи были знаковыми – наступала эпоха турбодвигателей.

Жан-Пьер Жабуй

 

Это перевод статьи Ричарда Уильямса из журнальчика GP Racing UK за август 2020.


Источник: sports.ru

новости