Кажется, Манчини – главная причина трансфера Кокорина в «Фиорентину»: звонок из клуба (и сын – в структуре), восхищение через медиа. Это глупость | статьи на masttoys

Зенит Роберто Манчини Рокко Коммиссо Фабио Капелло Чезаре Пранделли Фиорентина серия А Италия Александр Кокорин Андреа Манчини премьер-лига Россия Футбол

Лукомский и Дорский объясняют.

Александр Кокорин – почти в «Фиорентине», осталось лишь пройти медосмотр. Трансфер кажется диким на фоне формы Кокорина во второй половине 2020-го, но на самом деле легко объясним, хоть и все равно нелогичен по футбольным причинам. 

Руслан Копылов вспоминал, как Манчини и бывший главный тренер сборной России Фабио Капелло высказывались о Кокорине, а Александр Дорский и Вадим Лукомский разбираются, как именно итальянские тренеры повлияли на приезд второго российского футболиста в истории «Фиорентины».

Манчини сыграл ключевую роль в переходе Кокорина – и это неправильно

Структуру перехода Александра Кокорина в «Фиорентину» здорово предсказал Нобель Арустамян в интервью Глебу Чернявскому:

«Просто надо понимать: у Кокорина великолепная футбольная репутация у итальянских тренеров – благодаря Капелло и Манчини. Когда агент приходил в любой итальянский клуб, он говорил директору или президенту: «Вы спросите Капелло, спросите Манчини про Кокорина, они с ним работали, они о нем расскажут». Так вот, и Капелло, и Манчини всегда давали Кокорину потрясающую характеристику, что это игрок для Серии А».

Интервью вышло в октябре – и клуб назвать было почти нереально (хотя он упомянул «Фиорентину» в числе прочих). По-настоящему пугает точность в описании алгоритма. Ведь именно такую цепочку мы сейчас наблюдаем: еще до официального подтверждения появился инсайд Джанлуки Ди Марцио о роли Роберто Манчини в переходе.

В четверг инсайд подтвердил сам Кокорин: «Я встретил Манчини в Дубае во время отпуска, жили в одном отеле. Встретились в зале, он сказал, что ему звонили из «Фиорентины», спросили мое мнение. Манчини сказал, что он работал со мной, отлично меня знает, поэтому хорошо охарактеризовал. Может быть, учитывая то, как он сейчас выступает со сборной Италии, к нему прислушались». 

После объявления о переходе Кокорина Манчини в очередной раз восхитился нападающим через медиа: «Заверяю вас, что Кокорин – чемпион. Тот, кто благодаря имеющимся качествам мог бы играть за любой клуб, в том числе и за «Реал». Утонченная работа ног, сильный удар головой, точные передачи. К сожалению, я потерял его из-за травмы колена в марте 2018-го. Ценность этого игрока бесспорна.

Со своими качествами он может делать то, что хочет, и играть там, где нужно. Второй форвард, вингер и, очевидно, центральный нападающий».

Роберто Манчини – не просто тренер сборной Италии, почти год работавший с Кокориным, но и отец Андреа Манчини, помощника спортивного директора «Фиорентины» Даниэля Праде. Андреа – всего 28, он числился в академиях «Интера» и «Манчестер Сити» (конечно, во время работы отца в главной команде), после чего на пару лет заехал в Венгрию («Гонвед» и «Халадаш») и переехал в США.  

В сентябре 2016-го Андреа Манчини перешел из «Ди Си Юнайтед» в «Нью-Йорк Космос», которым владеет Рокко Коммиссо, нынешний президент «Фиорентины». Американский бизнесмен настолько сблизился с Манчини-младшим, что называет его крестным сыном, а в июне 2019-го позвал Андреа во Флоренцию (с игровой карьерой он закончил еще в 2017-м).  

Андреа не публичен, но в середине декабря дал один комментарий по Кокорину (похоже, мы его недооценили): «Кокорин – очень сильный игрок. В Серии А за ним следят несколько команд. Сейчас «Фиорентине» сложно думать о трансферах, учитывая тяжелое турнирное положение».

С тех пор «Фиорентина» поднялась с 17-го места на 14-е (9 очков в 7 матчах), но вряд ли это стало более важной причиной трансфера, чем протекция семьи Манчини. 

Фабио Капелло наверняка сыграл меньшую роль, но тоже активно продавал Кокорина итальянским медиа. Вот его выступление в ViolaNews (русская версия). Особенно прекрасна фраза: «Я не слышал о нем с тех пор, как он сидел в тюрьме, но по работе в России я помню его как очень хорошего парня».

Система с трансферами по советам – одна из проблем итальянского футбола. Увы, многие спортивные директоры все еще ценят ее, хотя плохое явно перевешивает хорошее. 

Знания Капелло и Манчини, конечно, важны. Поработав когда-то с футболистом, они прекрасно знают его талант и характер. Допускаем, что могут оценить эти детали лучше, чем любой скаут (хотя это еще не факт – индивидуальная оценка игрока отличается от тренерской работы). 

А вот две ключевые вещи, которые Капелло и Манчини точно не знают: 

1. Что нужно прямо сейчас «Фиорентине»; 

2. Что из себя сейчас представляет нынешний Кокорин (даже не скрывают этого).

В отдельных случаях система тренерских рекомендаций может приводить к успеху. Скорее случайно и разово, но все-таки. Есть игроки, которые за всю карьеру не сильно меняются в плане таланта и отношения к делу. Попасть с такими шансов больше, но это должно идеально наложиться на потребности покупающего клуба. Здесь у советчиков всегда неполная картина, поэтому должно тупо повезти. 

Частные случаи сработавших рекомендаций ведут к замкнутому кругу. Спортдир делает ошибочный вывод о том, что это эффективно. Система подкупает простотой и тем, что почти не нужно по-настоящему работать – только спросить. Спортивный директор «Фиорентины» Даниэле Прада, кажется, верит именно в такую систему – и стабильно ловит хейт болельщиков за ужасные трансферы.

Кокорин – не просто еще один пример. Это радикальный случай, который собрал в себе все возможные недостатки этого метода и прямо олицетворяет его абсурдность. 

Во-первых, с ним случились вещи, которые прямо полностью трансформировали его – не в лучшую сторону. Из-за разрыва крестообразных связок в 2018-м он пропустил ЧМ. Потом отсидел тюремный срок без полноценных тренировок. Это не только отняло у него важные годы карьеры, но и сделало совсем другим игроком. Хотя бы в плане частоты получения мелких травм, из-за которых он пропускает по 2-4 недели (если мы не ищем теории заговора). 

Во-вторых, его текущая форма – ужас. Нет вообще никаких индикаторов, что он готов к переезду в топ-лигу. Нет вещей, в которых он выделяется на фоне РПЛ или на фоне прежних сезонов. 

Вероятно, эти вещи связаны – травмы мешают набору формы, плюс не помогала и, как кажется, не самая удобная роль в схеме Доменико Тедеско. Но это лишь контекст, а не оправдание. Момент для отъезда странный. Без закулисных факторов он не был возможен, а в данном случае их даже не скрывают, а, наоборот, подчеркивают.

Оценку Кокорину могли дать не только Манчини и Капелло, но и семья Оресте Чинквини. Сам Чинквини в 90-х работал спортивным директором «Фиорентины», а в 2012-м приехал в Россию – был генменеджером сборной при Капелло, а позже работал в спортивном блоке «Зенита» при Манчини.

Именно Чинквини участвовал в трансферах пятерки аргентинцев, а его предполагаемая жена Элизабет Бартоше с 2017-го по март 2019-го отвечала за бронь самолетов и гостиниц (и игроки, и персонал были ей недовольны – например, при ней игроки и часть персонала на выезде стали жить в разных гостиницах, а в сезоне-2018/19 в Ростове членов персонала поселили в номера без окон).

Вот что сказал Чинквини 20 января в интервью Radio Bruno: «Кокорин – быстрый и техничный игрок, который любит атаковать на пространстве. Он может играть и центральным нападающим, и вторым нападающим. Кокорин очень силен физически. Он похож на Рибери, но жертвует собой и больше бегает. Несмотря на свой характер вне поля, на нем он всегда работает. Думаю, это может быть хороший трансфер».

С Манчини Кокорин провел, возможно, лучшие месяцы карьеры. Все испортил разрыв крестов

Кокорин играл в РПЛ с сезона-2008, но лишь трижды забивал 10 голов за чемпионат (больше – никогда). Александр был хорош в «Динамо»-2012/13 и 2013/14 (10+3 и 10+9), но, вероятно, самые яркие месяцы его клубной карьеры пришлись на «Зенит» Роберто Манчини.

Сезон-2017/18 для Кокорина стартовал с рождения сына и капитанства в первом товарищеском матче «Зенита» при Манчини. «Он был самым опытным игроком в этом варианте», – скромно отметил Роберто. Не поспоришь – тогда в старте «Зенита» вышли всего лишь Иванович, Лодыгин и Дзюба.

До старта чемпионата Манчини публично выделял вместе Кокорина и Дзюбу: «Они уже не мальчики, а высококлассные спортсмены, профессионалы, которые хорошо знают чемпионат России. Должны забивать на двоих не менее 35 голов за сезон и соблюдать дисциплину как в команде, так и за ее пределами. Им есть что доказывать. Согласен, что Кокорин – один из самых талантливых игроков России, и хочу, чтобы он раскрыл свой потенциал как можно скорее. Александр действительно талантливый игрок. Я считаю, что он не раскрылся и с точки зрения техники. 

Существуют игроки, которые не до конца раскрывают свой потенциал, не выкладываются на тренировках по максимуму и не достигают пика. Тевес и Балотелли именно такие, но они при этом выиграли огромное количество трофеев, проявили себя на самом высоком уровне. Кокорин же, как и Дзюба, если брать их потенциал, пока не выиграли столько трофеев, сколько могут. Им нужно совершать экстраординарные усилия, работать в десятки раз усерднее, нежели сейчас, чтобы достигнуть этого». 

Кокорин и Дзюба сыграли в старте в двух турах, при этом Александр появлялся на фланге, а под Артемом выходили Жулиано и Себастьян Дриусси. После это Манчини поставил на пару Дриусси – Кокорин. Правда, вероятно, Роберто разочаровался в Дзюбе еще до официальных матчей – например, на это еще в конце 2017-го намекал Никита Васюхин (внимание – на комментарии к посту), в то время еще не работавший в «Зените» (позже разногласия с первого этапа работы с Манчини публично признавал и Дзюба).

Выбор Манчини играл несколько месяцев – Кокорин и Дриусси бесконечным движением без мяча превратили «Зенит» в самую прессингующую команду РПЛ, а в атаке нападающие отрывались от соперников прямо перед забросами Леандро Паредеса и Доменико Кришито. 

В августе-сентябре 2017-го в РПЛ не было пары круче Кокорин – Дриусси (например, Себа половину ударов наносил после передач Саши). «Больше нацелен на ворота, играю на любимой позиции – не то что свободного художника, а по всему полю и больше времени в нападении. Это моя любимая позиция, где у меня всю жизнь получалось. Думаю, изменилось только это», – объяснял Кокорин. 

Похоже высказывался капитан того «Зенита» Кришито: «Мы все знали, что Манчини один из лучших тренеров в мире. Всегда трудно начинать, когда у тебя много новых игроков. Он нашел нужную схему, позиции для своих футболистов. Посмотрите, как заиграл Кокорин». 

Уже в ноябре Кокорин побил личный рекорд сезонной результативности, забив 16-й гол «Русенборгу» в Лиге Европы. Возможно, главный челлендж для Кокорина тогда – даже не голы, а расположение болельщиков «Зенита». Александру удалось и это – дважды подряд его признавали игроком месяца.  

Правда, к личному рекорду Кокорина весь «Зенит» подошел не в лучшей форме – в октябре-начале ноября случились пять матчей подряд без побед в РПЛ, причем в четырех играх петербуржцы обошлись без голов.  

На этом отрезке логично упала и результативность Кокорина (всего 1 гол), а средняя опасность его ударов снизилась вдвое. Причина – попытка Манчини перейти на 4-3-3 с интеграцией в старт Дзюбы и перемещению Кокорина на фланг (место на втором краю часто занимал Полоз – Дриусси выпал из состава). При этом Кокорин не прибавил в подыгрыше – он уступал самому себе на позиции нападающего по количеству передач под удар и по их средней опасности.  

Зимой Манчини все-таки добился ухода из «Зенита» Дзюбы – возможно, по ходу весеннего отрезка тренер вернулся бы в паре Кокорин – Дриусси (альтернативой оставались 4-3-3 с Заболотным в центре атаки), но уже в середине марта Кокорин порвал кресты в матче с «Лейпцигом».

Сезон-2017/18 Кокорин досрочно завершил с 19 голами в 35 матчах. «Зенит» без главного бомбардира скатился на пятое место (повторение худшего результата в эпоху «Газпрома»), а Манчини называл травму Александра одной из главных причин провала.

7 апреля: «Заболотному, как Дриусси и Ригони, пока тяжело. Сейчас они играют на низком уровне. Нужно больше тренироваться, чтобы повышать уровень. Заболотному тяжелее всего – он перешел в такую команду, как «Зенит». К тому же сломался Кокорин. Сейчас я не вижу ребят, которые могли бы завершать моменты. Мы их создаем. Последние голы у нас забивают защитники – это неприемлемо. Если убрать за скобки Кокорина, наша атака забила от силы голов пять. Это неприемлемо». 

18 апреля: «Мы потеряли очень важных игроков: Кокорина, Мамману, Лунева. Кузяев играет процентов на 30 от своих возможностей. От этого мы страдаем. От этого мы создаем моменты, но не реализуем их. Те, кто у нас реализуют моменты, травмированы». 

5 мая: «Для того, чтобы выигрывать матчи, надо забивать голы. К сожалению, эта проблема у нас уже не первый месяц. Это суровая реальность. Нет Кокорина, нет футболистов, способных забивать. Сезон мы начали неплохо, все получалось. Потом, в критический момент, нужно было приложить экстраусилия и довести дело до конца. Мы же немного расслабились и допустили ошибки, в том числе трансферные. Когда мы выступали одновременно в Лиге Европы и РПЛ, мы потеряли Кокорина и Мамману до конца сезона, а Кузяева практически на шесть недель».

13 мая: «Я уверен, что следующим тренером «Зенита» станет очень талантливый тренер – в принципе, как и все предыдущие. «Зенит» – очень сильная команда. При условии, что Маммана, Кокорин и Кузяев здоровы, эта команда точно достойна победы в РПЛ и выхода минимум в полуфинал Лиги Европы».

29 мая: «В первые шесть месяцев у нас было много игроков. А дальше пошли травмы. К сожалению, выбыл из строя Кокорин. Это очень важный игрок и для «Зенита», и для сборной. Потеря Кокорина стала большой проблемой и для нас, и для них».   

Кокорин вернулся на поле в сентябре – уже в первой игре, в которой Сергей Семак дал ему больше 1 минуты (матч с «Волгарем» в Кубке), Александр забил. Дальше был победный гол в тяжелом матче со «Славией» и классный выход на замену в игре с «Краснодаром» – ну а потом юбилей дружбы.

Кокорин не логичен в системе Пранделли. Вряд ли он его просил

Теперь взглянем на ситуацию с позиции «Фиорентины» и главного тренера Чезаре Пранделли. Сейчас команда чаще всего использует схему 3-4-2-1 (или чуть реже 3-5-1-1/3-5-2, где одну из ролей в атаке забирает Франк Рибери). Общий элемент – лишь одно место для нападающего. 

Эту роль на себя берет 20-летний Душан Влахович. Он уже важная часть команды, ценный актив для потенциальной перепродажи и лучший бомбардир клуба. 6 мячей в 17 матчах (14 в старте) не сильно впечатляют, но в совокупности с нестабильностью «Фиорентины» и возрастом – отличный результат. Ни один другой игрок Серии А моложе 21-го не забил даже 3 мячей. Постоянное место в старте и возраст выделяют Влаховича. 

Снижать его значимость – наносить вред всему клубу. Конечно, необязательно терпеть все его спады. Если он даст реальный повод, то может потерять место. Но стартовый расклад точно не может быть в пользу Кокорина – выбирать его в ущерб Влаховичу алогично (опять же – это рассуждения с позиции клуба). Классно, если Александр зацепится за редкие шансы, но большого доверия ему никто не гарантирует. 

Может ли он быть эффективным дублером Влаховича? Вряд ли. У Влаховича уже есть дублер – Кристиан Куаме. Летом клуб инвестировал в него 11 млн (еще один мутный трансфер с полным игнорированием истории травм). Он мало забивает, но как дублер уместен – похож на Влаховича характеристиками (оба нападающие-ориентиры) и классно пашет на команду.

В теории Кокорин может конкурировать за места под нападающим – он играл в этой роли в «Сочи» в похожей схеме (тогда играла тройка Кокорин – Мостовой – Заболотный). Здесь на две позиции есть Хосе Кальехон, Франк Рибери, Джакомо Бонавентура и при необходимости Гаэтано Кастровилли (который чаще играет глубже). На взгляд Вадима Лукомского, все они класснее (ок – это субъективно) и точно намного лучше подходят для конкретной роли (игры между линиями).

Лучшая роль Кокорина – запасной, который добавит вариативности и даст возможность отходить от основного плана по ходу матчей. И не забываем, что Александр только вышел из отпуска (или верим в усердную работу на Мальдивах?) и уступает всем конкурентам в плане физической формы. 

Это создает сценарий, в котором Кокорину придется вдвойне пахать – сначала убедить Чезаре, что он готов физически, потом доказать, что у него все еще есть талант, который описывали Капелло и Манчини, а потом, что этого таланта достаточно, чтобы менять команду под него тактически. Хочется ошибиться, но сейчас сценарий выглядит фантастикой. 

Конечно, желание Кокорина уехать и его отношение к делу подкупают. Хочется, чтобы у него получилось. Все описанное – лишь стартовый расклад. В нестабильной «Фиорентине» тяжело предсказать состав и схему хотя бы на полгода вперед, но начало будет невероятно трудным – все из-за нелепой природы трансфера.

телеграм-канал/твиттер Дорского

телеграм-канал/твиттер Лукомского

«Фиорентина» – шанс всей жизни для Кокорина. Я даже не могу поверить, что это случилось

«Недаром клуб «Фиорентина» предлагал мильон за Бышевца». История главной строчки Высоцкого о футболе


Источник: sports.ru

новости