Фильм о чемпионском сезоне «Ливерпуля»: компактно, без острых моментов и с чудесными историями Клоппа | статьи на masttoys

фильмы Алиссон Роберто Фирмино Юрген Клопп Вирджил ван Дейк Садьо Мане Джордан Хендерсон Ливерпуль премьер-лига Англия Футбол

Отказали Amazon и спродюсировали сами. Терапия для тех, кому грустно от результатов клуба этой зимой

Чемпионский сезон «Ливерпуля» 2019-20 должен был стать частью сериала «Все или ничего» от Amazon. Продюсеры договорились с клубом, но вето на доступ в раздевалку команды наложил Юрген Клопп. Авторы Amazon переключились на «Тоттенхэм» и сделали самую открытую документальную историю из цикла. «Ливерпуль» же сам спродюсировал проект о своем чемпионстве. В итоге получился полуторачасовой фильм производства Sky. 

Сериал о «Тоттенхэме» – реалити-шоу о Моуриньо с драками и сплетнями 

Название «Конец шторма» отсылает к строчке из «You’ll Never Walk Alone»: «At the end of the storm, There’s golden sky». Это одна из самых популярных фраз при документировании достижений «Ливерпуля». Например, так же была озаглавлена книга, посвященная другому чемпионству —  сезона 1946-47. В том году до последнего тура на победу претендовали четыре команды: «Ливерпуль», МЮ, «Вулверхэмптон» и «Сток», в итоге первое и четвертое место разделили всего 2 очка. Это был первый послевоенный чемпионат (первый с 1939 года) и первый титул «Ливерпуля» с 1923 года. До 2020 – это самый длинный период клуба без чемпионства – 24 года (кстати, после 1947 года следующая победа была только через 17 лет в 1964). 

«At the end of the storm» называется и другое произведение, посвященное прошлогоднему чемпионству «Ливерпуля». Книга от авторов The Athletic с подробным разбором каждого месяца и отдельных матчей сезона 2019-20 (обязательна к прочтению (или хотя бы владению) фанату «Ливерпуля»). «The End Of The Storm» от Sky не ставит перед собой задачу охватить все события, он лишь создает слепок чемпионского года. 

Главная черта фильма – его компактность: символические 99 минут – по количеству очков в чемпионском сезоне). Из этой особенности вытекают все остальные. В экспозиции нам показывают историю побед «Ливерпуля», которые сменяют неудачи последних лет. Архивные кадры чередуются с репликами болельщиков, что дает представление о статусе клуба (историческом и актуальном). Завязкой истории становится приход Юргена Клоппа в 2015 и четырехлетний сбор чемпионской команды. И вот на 9 минуте мы уже знаем действующих лиц, обстоятельства и основную интригу. 

При этом нет упоминаний предыдущего сезона, когда «Ливерпуль» почти стал чемпионом; и это странно, ведь подобная деталь помогла бы увеличить ценность актуальной победы и добавить драмы в завязке.  

То, что «Конец шторма» не растянут на несколько серий (как сериальные аналоги от Amazon или Netflix), не обязательно свидетельство особого таланта авторов, уместивших футбольный сезон в полтора часа. Это еще и следствие закрытости «Ливерпуля», здесь элементарно меньше исходников, из которых можно было бы собрать даже две увлекательные серии. В фильме нет ни одной установки на матч или его разбора, из раздевалки – только несколько секунд речи Клоппа уже после официального чемпионства. 

У съемочной группы был доступ на старую базу клуба в Мелвуде и на предсезонный сбор в Эвиане. Правда никаких сцен из столовой, тренажерного зала, массажного кабинета, офиса тренера или руководства, нет даже постирочной и других хозяйственных помещений. Открыты только тренировочные поля, а все живые реплики с них записаны на микрофон камеры, поэтому их пришлось сопровождать субтитрами. 

Ограниченный съемочный материал отчасти компенсируется режиссерскими находками. Таковы комиксные вставки, которые пусть и выглядят, как заплатки, но вплетены в общее повествование органично. Справедливости ради, иногда это единственный способ рассказать историю. Например, близкий доступ к команде вряд ли помог бы подробнее раскрыть ситуацию, когда за пару дней Клопп остался без трех вратарей и «Ливерпуль» срочно подписал Адриана.

В фильме нет закадрового голоса, характерного для футбольных документальных сериалов. Но он и не нужен, ведь есть Клопп и его много. «Конец шторма» подтверждает, что Юрген — один из лучших, если не лучший рассказик в современном футболе. Уже в открывающем монологе он говорит: «Я не самый умный человек на планете, не самый талантливый, не самый красивый… Но это вообще не проблема. Два моих лучших друга имели лучшие оценки в школе, мы учились вместе, но я не был даже и близок к их успехам. И я не думал, что я тупица, а просто принял это. Я знал, что это мой уровень и мне нужно прибавлять… Но я всегда чувствовал поддержку от друзей, семьи. Ведь когда ты проходишь сквозь шторм, она нужна тебе. И эта песня о моем жизненном стиле, о том, как я понимаю жизнь. Ты никогда не будешь один. Это не причина, почему я здесь, а просто совпадение…». 

Реплики Клоппа – не только метафоричная рефлексия, это еще и самоирония и остроумные наблюдения, и даже исповедь: рассказ об отце и их отношениях – самое трогательное, что есть в фильме. Из смешного: история про первую красную, когда он еще в «Майнце» подошел и в шутку спросил у судьи: «Сколько ошибок за матч обычно позволительно судьям? Если 15, то у вас осталась только одна». Из честного: воспоминания о первом матче в Англии против «Тоттенхэма» — и в этом нет душных банальностей в стиле «я нервничал, ведь это АПЛ – лучшая лига мира, против нас – одна их сильнейших команд», вместо этого Клопп искренне описывает свое эмоциональное состояние: «…мы были похожи на капитана Пикара и я подумал, как можно выглядеть так, будто мы уже проиграли, хотя матч еще не начался». 

Помимо главного тренера спикерами выступают Алиссон, Ван Дейк, Хендерсон, Мане, Фирмино и Кенни Далглиш. Семь эксклюзивов — не так много для чемпионского сезона, но достаточно для такого фильма. При этом все они отрабатывают свое появление, и у каждого игрока есть хотя бы одна запоминающаяся реплика или история:

  • Ван Дейк называет четырех лидеров команды, с которыми Клопп общается больше, чем с остальными: Хендерсон, Милнер, Вейналдум и сам Ван Дейк;
  • Хендерсон вспоминает упущенное чемпионство в 2014, когда он получил красную на 93 минуте с МанСити, получил 3-матчейвую дисквалификацию и смотрел со стороны, как Джеррард поскальзывается с «Челси», а «Кристал Пэлас» отыгрывается с 0:3;
  • Фирмино показывает татуировку на немецком языке, в которой он сделал орфографическую ошибку;
  • Алисон говорит, что для бразильцев клубный чемпионат мира важный турнир (и это, уже по словам Клоппа, стало чуть ли не главной причиной в выборе между Катаром и Кубком Лиги, где осталась играть молодежка).  

Если слова игроков и тренера – это главная удача фильма, то истории болельщиков – самое слабое звено в сюжете. Они занимают, наверное, четверть всего повествования, при этом содержательно – это набор банальных реплик с целью показать, что за «Ливерпуль» болеют по всему миру. Единственное исключение – житель Уханя, который рассказывает о том, как футбол спасал его от одиночества во время локдауна (в Китае он начался еще в конце 2019), а матчи «Ливерпуля» — единственная радость, которая была в его жизни в тот период. 

Большое количество болельщиков, да еще и из разных стран, это еще одна примета того, что заказчиком и цензором фильма выступал сам «Ливерпуль». У него есть естественное стремление к созданию позитивного образа клуба, поэтому «Конец шторма» избегает спорных событий. Показательный момент связан с самым неординарным периодом сезона, когда команда натурально разрывалась между турнирами и на клубный чемпионат мира в декабре поехала основа, а с «Астон Виллой» в Кубке Лиги остался играть состав U-23 и U-18. Это уникальная ситуация, но в фильме ее раскрытию уделена пара реплик Клоппа, ни кадров игры с «Астон Виллой» и никаких комментариев участников того матча, не ясно даже, смотрела ли основа ту игру. 

Матч молодежки вместо основы в январской переигровке Кубка Англии со «Шрусбери» и вовсе проигнорирован. Тогда Клопп отпустил команду в отпуск, сославшись на письмо от АПЛ и свое обещание игрокам, менять эти планы из-за переигровки в Кубке он не стал. В итоге все, включая тренера разъехались, а приглядывать за детьми остался Джеймс Милнер (и то с трибуны). «Ливерпуль» в итоге победил и прошел дальше. Абсолютно киношный сюжет, которому в фильме «Конец шторма» не нашлось места. Возможно, это связано со страхом дискредитировать образ тренера, и в клубе испугались, что в неоднозначном решение Клоппа увидят неуважение к старейшему турниру и высокомерие по отношению к скромному сопернику. Хотя при определенном подходе ситуацию можно повернуть в свою пользу и подать а) как заботу о своих игроках; б) романтически-анархчиеское противостояние системе; в) единство внутри клубной системы, поддержавшей это решение; г) косвенное участие молодежки в чемпионстве, которая помогла разгрузит календарь для основы.

Уж тем более не ждите раскрытия конфликта между Садио Мане и Мохаммедом Салахом, который возник в игре с «Бернли», когда египтянин не отдал пас на сенегальца, тот воспринял это, как эгоизм, и уже после замены вспылил на скамейке. Сам Мане подтвердил, что у них был конфликт и что он разрешился. Это небольшая история, которая могла бы разбавить стерильность фильма и показать футболистов живыми людьми с обидами, завистью, эгоизмом и преодолением всего этого ради общего блага. Но нет. Хотя среди спикеров есть сам Мане. 

Скромно показан и закрытый просмотр чемпионского матча. При этом, судя по уникальным кадрам с нескольких камер, съемочная группа получила доступ в ту самую гостиницу, где «Ливерпуль» следил за игрой «Челси» — «Манчестер Сити». О том, что вся команда собралась вместе стало известно уже после из соцсетей футболистов. В «Конце шторма» ограничились парой сцен с эмоциями, никаких комментариев игроков, никаких танцев Клоппа и других деталей празднования. Если бы это был независимый от клуба продакшн, почти наверняка он настаивал и продавил бы возможность использования большего количества закулисных съемок. В качестве оправдания скудности картинки – это время строгих карантинных протоколов, и «Ливерпуль» мог быть наказан даже за то, что игроки собрались вместе, так что, в клубе, вероятно, перестраховались и разрешили снимать только несколько минут закрытого просмотра. 

Джеймс Эрскин — режиссер "Конца шторма"

При всей сдержанности позиций – это не только продюсерский продукт, но и авторский. Режиссер Джеймс Эрскин уже делал документальное кино о футболе. Одна из его самых известных работ – «Одна ночь в Турине» («One Night in Turin», 2010) – ироничное высказывание с социальным подтекстом о вылете сборной Англии с ЧМ 1990. В этой документалке Эрскин предлагает взглянуть на футбол, как на терапию для британского общества, которое в конце 80-х — начале 90-х (последние месяцы премьерства Маргерет Тэтчер) отстало в развитии относительно изменяющегося мира, что повлекло за собой политический и экономический кризис. Пиком гражданского напряжения стали столкновения с полицией во время выступлений против подушного налога, введенного правительством Тэтчер в 1989 (заменен в 1993 на муниципальный). «Одна ночь в Турине» проводит параллель между насилием во время митингов и поведением английских фанатов, особенно на международных турнирах: обрушение трибуны на стадионе «Эйзель» перед финалом Кубка Чемпионов 1985 «Ювентус»-«Ливерпуль», после чего все английский команды получили еврокубковый бан на 5 лет («Ливерпуль» на 6); драки на ЧМ-86, беспорядки в Дюссельдорфе на Евро-88 и на Сардинии во время ЧМ-90. 

«Одна ночь в Турине» — доказательство того, что автор «Конца шторма» умеет расставлять акценты и формулировать дополнительные смыслы. Но в фильме про чемпионство «Ливерпуля» сложно разглядеть какую-то идею, которая была бы глубже, чем спортивная победа. При том, что намек на нее есть и в названии (коллективное преодоление неудач), и в первой речи Клоппа (аутсайдер, который смог), и в реальности (чемпионство, после упущенных шансов в 2014 и 2019 – противостоянию с «МанСити», кстати, отведено пару минут, а уникальный и обидный для «Ливерпуля» сезон 2019-20 не упоминается вовсе). Авторское начало в «Конце шторма» проявляется на визуальном уровне. Помимо комиксных вставок, это полиэкраны, коллажи, двойная экспозиция в стиле заставки «Настоящего детектива», монтажные переходы. Все это придает документальному содержанию художественную форму. 

Челси Граймс — певица и футболистка

Другая важная стилистическая особенность – музыка. Сам Эрскин говорил, что изначально хотел, чтобы именно она была ядром повествования. Саундтрек фильма разнообразен: от британского инди-рока 90-х (The Farm) до грайма 2010-х годов (Grim Sickers), от затертых хитов (Apollo 440 – «Stop the Rock») до специально записанных к фильму треков. Среди последних песня «Liverpool» от Челси Граймс. Она родом из Ливерпуля и помимо музыкальной карьеры, работает презентером на BBC, а еще Граймс – профессиональная футболистка. Она закончила футбольную школу «Ливерпуля», играла за «Эвертон», «Тоттенхэм» и «Фулхэм», сейчас – в «Транмир Роверс». 

Саундтрек «Конца шторма» настолько хорош, что его выпустили отдельно, как самостоятельный альбом. В нем 10 композиций, среди которых сразу две «You'll Never Walk Alone»: оркестровая версия и гимн клуба в исполнении Ланы Дель Рей. Американская певица болеет за «Ливерпуль» (https://www.liverpoolfc.com/news/first-team/130816-photos-lana-del-rey-at-anfield), и главный сингл «Конца шторма» она записала специально к выходу фильма. Ее версия гимна – в самом конце, так что не спешите выключать, когда пойдут титры (тем более, после них есть дополнительные сцены).

pic.twitter.com/l0s1ZcookK

— Lana Del Rey (@LanaDelRey) 4 ноября 2020 г.

Если вас не порадовал «Конец шторма» или показалось полутора часов недостаточно, то посмотрите документалку от BBC «Ливерпуль»: 30 лет ожиданий» («Liverpool FC: The 30-Year Wait», реж. Луис Майлс). Ее сложно назвать альтернативой, потому что здесь авторы предлагают комплексный взгляд на историю клуба в последние 30 лет:

  • последнее чемпионство с Далглишом и его уход их клуба;
  • трагедия на «Хилсборо»;
  • попытка объединения Эванса и Улье;
  • кубковый требл в 2001 и 5 трофеев за год;
  • финал ЛЧ 2005 в Стамбуле;
  • борьба с Челси за сохранение Джеррарда;
  • продажа клуба Хиксу и Джилетту, проблемы с финансами и перепродажа Джону Генри;
  • упущенные чемпионства в 2009 и 2014;
  • финалы ЛЧ в 2018 и 2019.

Все это умещается в полуторачасовой хронометраж, а сам чемпионский сезон занимает 5 минут. «30 лет ожиданий» от BBC можно рассматривать как приквел к «Концу шторма», т.е. рассказ о самом шторме, который поможет лучше понять, конец чего наступил, и осознать значимость победы. При том, что стилистически, композиционно, визуально – это два непохожих произведения.

«30 лет ожиданий» — классический документальный фильм. Здесь нет закулисных съемок из раздевалок или базы, нет даже намека на погружение в быт команды. Повествование развивают традиционные элементы: архивные кадры, трансляции матчей, интервью участников, базовые приемы монтажа и аудио-визуальные решения, которые лишь сопровождают сюжет, наличие рассказчика. Закадровый текст здесь читает болельщик «Ливерпуля» актер Джейсон Айзек (Люциус Малфой из «Гарри Поттера»). 

В чем фильм BBC однозначно превосходит «Конец шторма» — количество спикеров. Среди пары десятков эксклюзивных интервью: Джон Барнс, Робби Фаулер, Майкл Оуэн, Алан Хансен, Рой Эванс, Рафаэль Бенитес, Брендон Роджерс, Жерар Улье (одно из последних интервью, взятое в июле 2020), Юрген Клопп, Вирджил Ван Дейк, Джордан Хендерсон, Мохаммед Салах и даже владелец клуба Джон Генри. 

Если вы вдруг разочаровались в сегодняшнем «Ливерпуле», посмотрите «Конец шторма», который напомнит насколько Клопп и клуб ментально подходят друг другу. Если же хотите лучше понять историческую значимость титула 2020, для вас «30 лет ожиданий». 

Телеграм-канал автора: https://t.me/diegesismimesis

Источник: sports.ru

новости