Есть гравюра, на которой Ленин и Гитлер играют в шахматы. Это фейк – практически 100% | статьи на masttoys

Футбол

Изучаем работу Эммы Левенштамм.

«Игра в шахматы – Ленин с Гитлером – Вена 1909» – под таковым заглавием гравюру художницы еврейского происхождения Эммы Левенштамм выставили 1 октября 2009-го на аукционе Mullock’s с малой ставкой в 40 тыщ фунтов стерлингов. За ту же сумму продавался иной лот – шахматная доска, изображенная на офорте.

Тогда покупателей не нашлось. Как и в 2010-м, и в 2011-м. Уже девять лет о судьбе гравюры ничего непонятно.

Ныряем в историю и разбираемся, мог ли таковой сюжет быть настоящим.

Художница и гравюра: есть версия, что Эмма учила Гитлера шахматам и запечатлела сцену в собственном салоне

Эмма Левенштамм – художница, переехавшая в Вену еще в конце XIX века и покинувшая город незадолго до начала 2-ой мировой войны. Она погибла в Праге в 1941-м.

Что принципиально знать о даме в контексте истории с гравюрой? Она обожала писать портреты узнаваемых людей прошедшего и реального (Лев Толстой, Сократ, Людвиг ван Бетховен, Артур Шопенгауэр, Рихард Вагнер в перечне). Псевдодокументальный офорт в число таковых портретов можно занести лишь постфактум – в 1909-м Ленин еще не стал вождем революции, а Гитлер даже не начал политическую карьеру.

Считается, что местом встречи Ленина и Гитлера стал дом художницы, служивший салоном для политических вольнодумцев. Здесь важен источник: это формулировка из 300-страничного досье Феликса Эднхофера.

Когда Левенштамм спешно покидала Вену, она оставила имущество экономке. Феликс Эднхофер – правнук той домоправительницы, он нашел гравюру в 1984-м, серьезно ею заинтересовался и составил гигантскую доказательную базу подлинности: прикрепил отчеты судмедэкспертов и искусствоведов, подготовил подробную биографию Левенштамм и подтвердил, что она давала Гитлеру уроки живописи.

Продажей гравюры занялся уже отпрыск Эднхофера – Феликс погиб в 1990-х. Эксперт аукциона Mullock’s Ричард Вествуд-Брукс стал основным заступником подлинности офорта. Он акцентирует внимание на подписях – это правда, на обратной стороне есть автографы Гитлера и Ленина: «Подписи прошли экспертизу, сама гравюра подверглась научному анализу. Мы пришли в заключению, что подписи на 80% подлинные – это весьма высочайший процент».

С подписями возникает иная неувязка – для чего их совершенно ставили? Доктор Кембриджского института Ричард Эванс резонно замечает: «Было бы очень удивительно подписывать схожий документ». Основное – в 1909-м встреча не несла никакой исторической ценности.

А есть ли очевидцы? Синтия Бландерборо говорила, что ее отец, Гораций Бландерборо, находился на той встрече: «До шумихи вокруг офорта я была уверена, что шахматная партия Гитлера и Ленина – общеизвестный факт. Папа говорил мне эту историю в детстве, я даже помню определенный денек – 31 января 1933-го, Адольф Гитлер пришел к власти в Германии. Папа подавился тостом, прочитав новость в утренней газете». По словам Синтии, отец познакомился с Гитлером в венском шахматном клубе, и они нередко игрались вкупе, хотя Гораций называл Гитлера «грубым лоботрясом».

Никаких остальных доказательств существования Горация Бландерборо нет.

Гитлер в юности бедствовал и отрисовывал картины на продажу. Аукционный дом, который продавал гравюру, пробовал сбыть огромное количество подделок

В 1909-м Гитлеру было всего 20 лет. К тому моменту он два раза провалил вступительные экзамены в Венскую художественную академию и жил на пособие, пытаясь заработать хоть какие-то средства продажей картин. В этом ему посодействовал Рейнольд Ханиш, который жил в том же общежитии, что и Гитлер. Пока Адольф писал акварелью, Ханиш находил возможных покупателей. Уже в 1910-м альянс распался – Гитлер обвинил товарища в потаенной продаже одной из картин.

Ханиш позже говорил о бедственном положении Гитлера в 1909-м: «Напротив собственной кровати я узрел человека в старенькых и рваных штанах. Это был Гитлер. Его остальная одежка проходила очистку от вшей, потому что ранее он целыми деньками бродил по трущобам». Лишь через некое время он заполучил сносное пальто, но наружный вид поменялся не очень: «Из-под грязной темной шапки его длинноватые волосы падали на воротник. Истощенное, голодное лицо было покрыто темной бородой».

Ханиш, к слову, упоминал другую любопытную деталь – Гитлер повсевременно винил евреев, цыган и славян в том, что те заполнили Вену, а немцы и австрийцы остаются безработными. Как-то не вяжется с шахматной игрой против русского революционера в компании художницы еврейского происхождения.

К тому же Гитлер на гравюре не похож на 20-летнего юношу. Вествуд-Брукс парирует: «Это изображение – произведение искусства, а не фото». Но ведь Левенштамм никак не могла предвидеть, каким Гитлер будет через 10 либо 20 лет.

Есть одно весьма странноватое совпадение – аукционный дом, пытавшийся реализовать гравюру, разыграл 77 лотов, связанных с творчеством Гитлера (акварельные работы, картины маслом и эскизы) на сумму наиболее 300 тыщ евро в период с 2009-го по 2017-й. Голландский журналист Барт Друк изучил картины и обосновал, что почти все работы не принадлежат Гитлеру.

Аукционный дом признал, что большая часть проданных картин – подделка.

Ленин вправду обожал шахматы, но не факт, что был в то время в Вене

Гитлер повсевременно жил в Вене с 1907-го по 1913-й, а с Лениным труднее: ни в какой из работ, посвященных его биографии, нет инфы о визите в австрийскую столицу в 1909-м. В то время Владимир Ильич жил в Париже, в летнюю пору отдыхал в деревне Бонбон в Бретани (северо-запад Франции) и выезжал в бельгийский Льеж с докладом для членов социал-демократической партии.

Вествуд-Брукс и этот аргумент не считает убедительным: «Некие специалисты ставят под колебание факт, что Ленин был в Вене в 1909-м. Желаю сказать, что нет и никаких свидетельств, что Ленин не был в это время в Вене».

Шах и мат.

Опять появляются вопросцы к наружности. Английский историк и создатель книжки «Заговорщик: Ленин в эмиграции» Хелен Раппапорт недоумевает, что кто-то серьезно выяснит в изображенном на гравюре человеке Ленина: «Он был лысый, как летучая мышь, с 1894-го, волосы у него были лишь по краям головы. Обладатель гравюры утверждает, что Ленин мог носить парик – чушь. Отлично понятно, что Ленин надевал парик только в летнюю пору 1917-го, скрываясь от преследований в Петрограде».

В полном собрании сочинений Владимира Ленина есть письмо брату, датированное 17 февраля 1910-го: «Дорогой Митя! Получив твою задачу, я чуточку раззадорился на шахматы, – а то было совершенно, совершенно все перезабыл. Не играл, кажись, год, а всего за крайние годы сыграл несколько гусарских и полугусарских партий».

А вот венский экскурсовод Андрей Шадрин считает, что Ленин все-же приезжал в Вену и посещал дом Левенштамм: «Тут у него был таковой единомышленник, мысленный соратник – Виктор Адлер. Он бывал в этом доме, и, Ленин полностью мог придти сюда, чтоб повстречаться с Адлером».

Ленин, к слову, высоко ценил шахматы. Министр земледелия королевской Рф Александр Наумов вспоминал: «Единственное, что он признавал и обожал, как развлечение, – это шахматы, в каких обычно оставался победителем даже в борьбе с несколькими противниками». Есть подлинные фото игры Ленина с писателем Максимом Горьковатым и революционером Александром Богдановым, снимки изготовлены в Италии в 1908-м.

Версии

Полемика вокруг гравюры сводится к двум воззрениям: или Эмма Левенштамм вправду запечатлела шахматную партию Ленина и Гитлера, или встречи не было, а офорт сделали из художественных побуждений.

Версия с подлинностью гравюры очень неубедительна: перечень неопровержимых фактов завершается на том, что Гитлер был в Вене в 1909-м . С подписями все разносторонне – даже основной заступник гравюры Ричард Вествуд-Брукс не считает это мощным аргументом: «Нереально с абсолютной достоверностью найти подлинность хоть какой подписи на любом документе хоть какого времени».

Неправдоподобная для 1909-го наружность Гитлера и Ленина, денежные задачи Адольфа, из-за которых тот был далек от светского общества, и отсутствие хотя бы некий инфы о визите Ленина в Вену в то время – очень много несостыковок, чтоб претендовать на историческую правду.

Выходит, Ленин с Гитлером не игрались в шахматы в Вене в 1909-м. Но тогда как и где возникла гравюра? Ведь в 1909-м никто бы не стал выдумывать сюжет о невезучем художнике и российском эмигранте. Существует версия, что гравюра – итог еще наиболее поздних манипуляций, к примеру, 1930-х годов, когда Гитлер стал фигурой мирового масштаба. В таком случае офорт можно принимать в качестве сатирического комментария на политические действия, подлинный план которого пропал в долгой безвестности.

А кто же создатель? Самое время напомнить, чем увлекалась Левенштамм сначала пути – писала портреты узнаваемых исторических личностей.

Хотя в 1909-м Гитлер желал прославиться совершенно по другому.

Шахматный гений из США загадочно пропал в 19 лет: родные так и не заявили в полицию – а его профиль до сего времени висит на веб-сайте ФИДЕ

Вы не смотрите за шахматами, а там – умопомрачительный мир. Интервью нашего чемпиона о договорняках, обманщиках, Путине и Навальном


Источник: sports.ru

новости